При участии Галереи РОЗА АЗОРА, Галереи L'ALEATOIRE (Париж), ФРАНЦУЗСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА В МОСКВЕ
Государственный музей архитектуры и куратор Любовь Шакс с удовольствием представляют выставку фотографий Патриции Шишмановой ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ. Это фотопанорамы, показывающие пограничные области России, Китая и Монголии. Мы видим как Россия соприкасается с государствами кардинально другой исторической традиции.
Я вспоминаю свой первый переход через границу между двумя мирами.
Это был переход на другую сторону железного занавеса в 1978 году.
Я как будто бы попала в Зазеркалье. Было такое чувство, что я уже не в своем теле, а в совершенно другом,
которое было настолько чужим, что его непонятный язык начинал внушать мне доверие – по крайней мере, его можно было выучить.
С того момента моего первого расставания с родной почвой я продолжаю поиск других зазеркальных пространств, как будто готовлю себя к последнему переходу.
Граница – это как кожный покров тела государства.
Туда приходят дороги, которые как нервные окончания стремятся в зону, где чувствительность самая высокая.
Там располагаются их сплетения – как точки акупунктуры
Там – наибольшее расстояние от центра.
Там лучше видно, как функционирует это тело в целом.
Там один покров прикасается к другому.
Там, где между кожами очень разных тел есть иной раз возникают зоны неопределенности, ничейные области с никаким временем.
Там, легко почувствовать себя в другом измерении, там тишина и отсутствие нормальной жизни порождают странное чувство – смесь покоя и страха.
Фотографии я сделала в 2008-2009 гг. за четыре путешествия по полтора месяца на Алтай с монгольской стороны и на реку Амур от китайской деревни Пей-Чи-Цун до города Хабаровска.
Патриция Шишманова