«…вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания, - сообщал Пушкин брату из Михайловского в середине ноября 1824 года. – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Вероятно, в ноябре поэт занес в так называемую «третью масонскую» тетрадь семь народных сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной. Эти пятнадцать страниц послужили материалом для пушкинских сказок – о царе Салтане, о попе и работнике его Балде, о мертвой царевне. А нянин зачин – «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот…» - был переработан Пушкиным в знакомое с детства: «У лукоморья дуб зеленый…», открывшее Пролог во втором издании поэмы «Руслан и Людмила» (1828).
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника знакомит зрителя с коллекцией иллюстраций к русским народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина. Подобные собрания оригиналов книжной графики – иллюстраций, эскизов обложек, экслибрисов – редки и ценны. Это произведения до воплощения в типографском клише, сохраняющие ощущение прикосновения руки мастера. Другую группу представляют книжные оттиски. Собрание музея, посвященное «сказочной» теме, невелико, однако представляет несомненный интерес.
Большую часть составляют произведения известных петербургских художников, «ленинградских палешан» Евгения Ивановича Пашкова (1920-2002) и его супруги Евгении Венедиктовны Пашковой - Селивановой (1917-1971). Наиболее ранние работы Евгения Ивановича, представленные на выставке, относятся к юбилейному 1949 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения поэта. К этому времени относится неоднократное обращение к постановке сказок Александра Сергеевича на большой сцене. Е.И. Пашков стал автором эскизов костюмов к спектаклю «Сказка о золотом петушке». В небольших графических работах воплощены образы Шамаханской царицы, Скопца, младшего сына царя Дадона, Ключницы и Воина. Их объединяет тщательная проработка орнамента, яркие, локальные цвета. Для костюмов Шамаханской царицы и Скопца художник выбирает светлые тона, активно используя золото и серебро. Работа над иллюстрациями к сказкам Пушкина относится к 1961 году. Они исполнены зрелым, сложившимся мастером. «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» представляют собой отдельные печатные листы, побывавшие в типографии. Гибкой, текучей линией художник рассказывает пушкинские сказки. Одной из совместных работ супругов стали оформление комплекта открыток «Русские сказки» (1969-1970), изданного в 1973 году. В этих листах, выполненных темперой, наиболее ощутимы традиции Палеха. Общими для них стали изящная линеарность, декоративизм и изысканное сочетание матовых тонов. Посетителю предоставляется уникальная возможность увидеть не только печатное издание, но и оригиналы композиций.
Тему пушкинских сказок продолжают иллюстрации Ивана Ивановича Ершова (1916-1985) к «Сказке о рыбаке и рыбке». Исполненные в технике акварели, они отличаются уверенным рисунком и звучностью красок.
Иллюстрации, обложки, экслибрисы представляют искусство книги. Выставка показывает, как сказка покидает пределы книжного листа и находит воплощение в утилитарных предметах. Это шкатулка работы мастера из Мстеры, декоративные тарелки И.Ю. Даур и одеяло ручной работы. Происходит превращение утилитарного предмета в арт-объект. Выставку сопровождают и скульптурные иллюстрации. Пушкинские персонажи находят воплощение в глине и папье-маше. Это работы О.Б. Тихоновой, Г.И. Медведевой, а также неизвестных авторов.
Зритель впервые познакомится с произведениями Николая Алексеевича Богатова (1854-1935), Рамазанова и мастерской Кучеренко. Работы поступили в 1963 году из Государственного Литературного музея (Москва). Все они исполнены акварелью с использованием белил и карандаша на плотном картоне и датируются концом XIX - началом XX века. Рисунки Н.А. Богатова были предназначены для «Волшебного фонаря», о чем свидетельствует выполненная рукой художника надпись на обороте. Воспроизводить работы должна была «Московская мастерская световых картин А.Ф. Анциферовой». «Волшебный фонарь» (Laterna magica, магический фонарь, туманные картины и др.) - аппарат для проекции изображений. По принципу работы и по конструктивному решению к «Волшебному фонарю» наиболее близок диапроектор. Изображения в нем размещались на стеклянной основе. Появившийся в XVII веке, он получил наиболее широкое распространение в XIX веке и оказался значимым этапом в развитии кинематографа. С июля 1878 года издавался ежемесячный журнал «Волшебный фонарь» «по всем отраслям общеполезных знаний, предназначаемый также и для публичных чтений в общественных аудиториях, учебных заведениях и частных домах с приспособлением туманных картин, наглядных опытов и демонстраций для всех возрастов и сословий». Этот журнал выходил в Санкт-Петербурге под редакцией М.П. Смирнова. При издании работал отдел «Детский Волшебный фонарь». Вероятно, издания подобного рода выходили и в Москве. И работы Богатова предназначались для них. Листы отличает тщательная проработка деталей: одежды, интерьера, архитектурных мотивов. Трактовка образов отличается некоторой гротескностью. К этой группе близки по манере исполнения рисунки Рамазанова к «Сказке о царе Салтане». Работы мастерской Кучеренко пока остаются загадкой. Их отличает повествовательный характер, внимание к деталям, а монохромное решение рождает ассоциации с гризайлем. Можно предположить, что они также предназначались для «Волшебного фонаря».
Своеобразие выставки состоит в органичном соединении всех видов изобразительных искусств. Оригинальная и печатная графика соседствует с киноискусством, живопись - с hand-maid-ом, печатные издания - с пластикой малых форм и произведениями театрально-декорационного искусства. Разнообразный материал из собрания Пушкинского Заповедника отражает путь осмысления и воплощения пушкинского текста в России.
Д. Плотникова,
научный сотрудник отдела музейных фондов