Ярмарка со всеми своими неожиданностями, Святки, колядующие ряженые, «свиное рыло», дом Плюшкина, бричка Павла Ивановича Чичикова и ... дорога - главное лекарство от душевных и физических болезней, символ движения и самой жизни. Выставка-посвящение «Глазами Гоголя. Этнографические впечатления. Литературный текст» - откроется в Российском этнографическом музее (РЭМ) 7 июля, в день Ивана Купалы в 17.00.
«Мы этнографы и осознаем условность того, что показываем, - говорит куратор проекта Дмитрий Баранов. Выставка отражает этнографические впечатления самого Гоголя, который очень хорошо был знаком с украинскими быличками, мифологическими поверьями и ... впечатления неподготовленного читателя, которые возникают прочтении цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» и поэмы «Мертвые души». Экспозиция включает в себя около 400 предметов, среди которых конторка, перо, чернильница, более 30 костюмов, фотографии, кадры из фильмов, предметы быта, музыкальные инструменты, бричка. В качестве пояснительных текстов мы цитируем самого Гоголя».
Отстраненность, с которой Гоголь писал сначала об Украине, а потом и о России является для писателя определяющей и даже необходимой. Свою привязанность к Украине, ее народу, нравам, преданиям, песням писатель осознает в Петербурге. Взгляд на Россию оказался возможен из Италии: «Уже в самой природе моей заключена способность только тогда представлять себе живо мир, когда я удалился от него. Вот почему о России я могу писать только в Риме. Только там она предстает мне вся, во всей своей громаде».
«Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мертвые души», написанные соответственно в самом начале и в конце творческого пути писателя, показаны на выставке в обратном хронологическом порядке, предполагающим ретроспективный взгляд на литературные миры Гоголя. Они вроде бы полярны по своей тональности, но при всей праздничности, и обрядовости в украинских историях ожидание беды, чего-то страшного, мистического присутствует подспудно, а мир «Мертвых душ» наполнен жутью и бесчеловечностью. Объединяют контрасты: в «Моертвых душах» лирические отступления дают надежду, в украинском цикле - наоборот, - все хорошо, но нет-нет да и выпрыгнет чертик.
Особую роль у Гоголя играет стихия, которую невозможно контролировать. В Святки, которым посвящена часть экспозиции чертям дается 12 дней свободы. В народе это объясняли тем, что Господь так обрадовался рождению сына, что на 12 дней всем дал волю. Но с точки зрения традиционной культуры временное отсутствие границ между миром живых и потусторонним, ежегодно позволяет творить мир заново.
На этом фоне нетипичный гоголевский персонаж, помещик Плюшкин представляется неожиданно положительным героем. Авторы выставки видят в нем свое альтер-эго. Кабинет Плюшикна, представленный на экспозиции - это прообраз этнографического музея. Помещик собирает вещи, которые для него имеют не утилитарную, а знаковую функцию.
Образ дороги выступает как структурообразующий элемент не только поэмы «Мертвые души», но и выставки «Глазами Гоголя». Дорога - это символ Руси. Дорога задает вопросы и создает условия для получения ответов. «Подвиг» невозможен без «движения». Награда в конце пути зависит от количества преодоленных трудностей. Чтобы измениться, начать новую жизнь нужно оборвать все социальные связи и переместиться в пространстве. На этом основаны все обрядовые практики в русской традиции: символическое путешествие совершают роженицы, жених и невеста, не говоря уже о обряде «последнего пути». В дороге тебя ничего не связывает. Из структурированного пространства ты вырываешься в поле, представляемом русским фольклором как мир хаоса и именно в нем ты совершаешь прорыв. Это очень опасное место, но именно там происходит преображение.
Гоголь первым из русских писателей описал народную традицию не как экзотику, а как целую Вселенную. Где действуют свои законы и которая внутренне ни от кого не зависит.