Рисунки и акварели русских художников из фондов Третьяковской галереи позволяют проследить, как в глазах россиянина трансформировался окружающий мир, как постепенно расширялись его границы в процессе познания родной страны и зарубежья. Выставка объединила более 300 произведений различных авторов. Выполненные с конца XVIII по начало XX столетия в разнообразных графических техниках, все они отмечены свежестью натурного рисунка и непосредственностью художнического восприятия.
Эпоха Просвещения принесла в Россию моду на путешествия и исследования. С целью «сообщить … соотечественникам виды … стран и памятников» каждую дипломатическую миссию и экспедицию с конца XVIII века до 1840-х сопровождали художники, занятые «снятием видов». На обширных территориях Российской империи эта задача трактовалась как государственная. Питомцы Императорской Академии художеств создавали панорамы древних и новых городов, фиксировали пейзажи отдаленных областей (акварели Ф.Я.Алексеева, М.М.Иванова). Особенно любопытны серии подобных «видов», например, гуаши А.Е.Мартынова 1810–1811 года из поездки на Балтийское побережье в свите императрицы Елизаветы Алексеевны.
Экспозиция построена нетрадиционно, не только по хронологии, но и по географическому принципу: каждый зал «анфилады графики» посвящен определенному региону, где побывали художники. Вводный зал очерчивает границы мира, привычного русскому человеку XIX века, с помощью воспроизведений старинных географических карт.
Лежащие в витринах альбомы создают «путевую» канву, сопровождающую посетителей выставки из зала в зал. Самые ранние из них принадлежали Н.Г. и Г.Г.Чернецовым (1826); альбомы В.В.Верещагина были разрезаны на листы самим автором для показа его «Туркестанских серий».
Образ России конца XVIII – середины XIX века (виды Крыма, Кавказа, Прибалтики, озера Байкал) передан в работах, исполненных в научных экспедициях и личных путешествиях. К выставке отреставрированы акварель С.П.Шифляра «Вид реки Чаган» (1806), зарисовки окрестностей Ревеля А.И.Штакеншнейдера. Просторы Российской империи второй половины XIX – начала XX века предстают на рисунках И.Е.Репина и И.И.Шишкина, Альб.Н.Бенуа, М.В.Добужинского, Н.К.Рериха.
В начале XIX века внимание приковывали страны Юга: они представлены в сепиях К.П.Брюллова из путешествия в Грецию и Турцию (1835), средиземноморских акварелях К.И.Рабуса (1830-е), египетских акварелях братьев Чернецовых (1840-е), в работах художников русской миссии в Китае – А.М.Легашова (1830-е) и И.И.Чмутова (1850-е). В учебных плаваниях «снимал виды» Ф.П.Толстой, в пенсионерских и личных поездках – выпускники Академии. Впервые широко экспонируются рисунки и акварели М.Н.Воробьева из путешествия по Малой Азии, Греческому архипелагу и Ближнему Востоку с дипмиссией Д.В.Дашкова (1820–1821). Поездка пейзажиста в Италию и на остров Сицилия (1845–1846) – отдельный раздел выставки.
Страны Западной Европы, прежде всего Италия, влекли художников на протяжении всего XIX века. Архитектуру Рима, Пестума, Помпей, картины итальянской природы и сцены народного быта запечатлели С.А.Иванов, К.Ф.Гун, И.И.Крамской, И.И.Левитан. Серии и отдельные произведения В.И.Сурикова, И.Н.Крамского, В.А.Серова, А.Н.Бенуа, А.П.Остроумовой-Лебедевой создают панорамный образ Европы. Порой в этих работах известные мастера предстают в неожиданном ракурсе. Карандашные рисунки П.П.Кончаловского из путешествий в Испанию, Францию, Италию любопытно сопоставить с акварелями В.И.Сурикова, с которым в 1910 году в Испанию они ездили вместе.
Экзотические для россиян страны Африки посещали многие русские живописцы и графики второй половины XIX – начала XX века. На выставке Египет той эпохи представлен работами братьев К.Е. и Н.Е.Маковских, А.Н.Руссова, Алжир – Л.С.Бакста, Марокко – З.Е.Серебряковой, зона экватора – А.Е.Яковлевым.
При подготовке выставки ее куратор, хранитель Отдела графики XVIII – начала XX века Маргарита Крылова обнаружила новые сведения о датировке, названиях, а также авторстве ряда работ. Два листа 1790-х с видами Босфора после реставрации перестали считаться анонимными: на обороте найдена надпись с фамилией, которая в настоящее время уточняется. Новую атрибуцию получил альбом, который приписывался А.П.Брюллову, но на самом деле принадлежит руке его племянника Н.Ф.Брюллова и отражает пенсионерскую поездку 1857–1859 в Испанию, Египет, Нубию и другие страны. Эти произведения показаны впервые, как и акварели К.И.Рабуса, С.П.Шифляра, многие из 40 листов, недавно прошедших реставрацию, а равно большинство путевых альбомов. Прежде не экспонировались также виды Италии С.А.Иванова и художника середины XIX века Лебедева, чье имя пока неизвестно.
Мультимедиа-программа «По страницам путевых альбомов», демонстрируемая во вводном зале, знакомит с путевыми зарисовками, которые невозможно показать иначе. К выставке подготовлен CD-Rom, включающий более 300 изображений с каталогом и комментариями.
Образы России и зарубежных стран разных эпох – будь то беглые наброски, отражающие мастерское владение карандашом и пером, или законченные рисунки, подцвеченные акварелью – отражают смену художественных стилей. В целом они складываются в живую и многогранную картину мира, «срисованную» непосредственно с натуры.
Пресс-показ – 4 июня в 14.00
Вернисаж – 4 июня в 16.00
Лаврушинский, 10, залы графики