29 мая 2009 года Соловецкий музей-заповедник приступил к реализации завершающего этапа проекта «Первобытное мореплавание: реконструкция возможных путей и маршрутов передвижения в западной части Белого моря в эпохи камня, раннего метала и Средневековья». На берестяной каркасной лодке, построенной 26-28 мая рядом с г. Кемь, планируется пройти по одному из наиболее древних археологически прослеженных маршрутов: низовье реки Кемь – о. Немецкий Кузов – о. Олешин – о. Большой Заяцкий – гавань Благополучия о. Большой Соловецкий.
В 13 часов 29 мая лодка, изготовленная по традиционным технологиям народным мастером по бересте А.В. Шутихиным, вышла в открытое море от порта Рабочеостровск (г. Кемь). Кроме А.В. Шутухина в переходе участвует начальник первобытной археологической экспедиции Соловецкого музея-заповедника, к.и.н., А.Я. Мартынов. Время выхода лодки выбрано с учетом таблицы приливов и отливов на 2009 г. в районе Онежского залива Белого моря. Отливное течение и попутный западный ветер существенно облегчат движение к первому пункту остановки – о. Немецкий Кузов. Управление лодкой осуществляется с помощью двухлопастного и однолопастного деревянных весел.
Группа сопровождения лодки состоит из трех спасательных катеров Службы безопасности Соловецкого музея-заповедника и музейного теплохода «Печак». Участники экспедиции оснащены необходимым спасательным снаряжением, средствами связи и оказания первой медицинской помощи.
Планируется, что при благоприятной погодной обстановке лодка достигнет о. Немецкий Кузов в 17 часов 29 мая. После остановки на острове будет взят курс на о. Большой Заяцкий. Оттуда экспедиция направится в гавань Благополучия о. Большой Соловецкий Окончание перехода запланировано на 30 мая 2009 года. Всего по Белому морю на берестяной каркасной лодке будет пройдено около 50 км.
Маршрут, по которому пройдет лодка, был реконструирован А.Я. Мартыновым на основе археологических источников. О древности этого морского пути на Соловки свидетельствуют найденные в низовьях реки Кемь, на Кузовах и на Соловках в схожих топографических условиях первобытные стоянки с аналогичным инвентарем.