НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка проекта "Золотая карта России"

c 29 мая по 2 августа 2009Москва
Женщина из Сканно. 1928. Холст, масло
Дворик в провинции. 1910.  Холст, масло
Чацхана. У пруда. 1920-1921.  Холст, масло
Министерство культуры РФ, Правительство Москвы, Правительство Кировской области, Департамент культуры Кировской области, Государственная Третьяковская галерея, Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Выставка проекта «ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ» из собрания Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых. Алексей Исупов. Россия – Италия. К 120-летию со дня рождения художника.

Пресс-конференция – 28 мая в 14.00. Инженерный корпус, Лаврушинский, 12

33-я выставка проекта «Золотая карта России» знакомит с незаурядным русским художником, в середине ХХ века принадлежавшим к артистическим кругам Италии. Монографическая выставка Алексея Исупова приурочена к двум юбилейным датам: 120-летию мастера и 100-летию Кировского художественного музея, в числе основателей которого был этот живописец и график, уроженец Вятки.

Судьба Алексея Владимировича Исупова (1889–1957) сложилась так, что вторую половину жизни он провел в Риме. И российский, и итальянский периоды его творчества предстают на выставке, вобравшей в себя произведения с 1910 до начала 1950-х. Художник работал в различных жанрах, но если в России он был известен прежде всего как пейзажист, то в Риме снискал славу мастера портрета.

Ученик А.М.Васнецова, А.Е.Архипова, В.А.Серова и К.А.Коровина, Исупов входил в круг русских пленэристов. Становление мастера происходило в первые десятилетия ХХ века. Еще до окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1908–1912) он начал участвовать в выставках Союза русских художников и Товарищества художников-передвижников, затем в столичных конкурсах живописи и международных проектах. Экспозицию открывает ранняя живопись Исупова: пейзажи, которые принесли ему признание («Монастырь», 1910, «Старая Москва. Нескучный сад», 1918), портреты и натюрморты («Портрет жены художника», «Натюрморт с купавками», оба – 1918).

Склонность к «обжитым» ландшафтам, широким панорамным видам с неторопливым ритмом пространственных планов, тяга к созерцательности проявились и в Средней Азии, куда Исупов попал в годы I Мировой войны. Мобилизованный в армию (1915), он вскоре был командирован в Самарканд в распоряжение Комиссии по охране и реставрации памятников старины и искусства, где проработал до 1921. Самаркандскому периоду отведен специальный раздел выставки. Живописца равно привлекали как уличные сцены, восточный базар, пестрая толпа, так и древняя архитектура («Чайхана. У пруда», 1920, «Самарканд», 1921). Обогатилась и высветлилась его палитра, картины наполнились воздухом, усилилось жанровое начало. В то же время ощутим интерес Исупова к персидской миниатюре («Старший брат», «Продавец фарфора», оба – 1921), своеобразно соединившийся с авторской интерпретацией иконописных традиций: эти работы написаны темперой на доске.

Вернувшись в Москву, мастер тщетно пытался утвердиться на советской арт-сцене. Материальные затруднения вынудили его вступить в АХРР – Ассоциацию художников революционной России, писать портреты политических деятелей, браться за сюжеты о революции и Красной Армии. Подобно многим коллегам, Исупов пробовал себя в дизайне, театрально-декорационном искусстве, даже рисовал винные этикетки. Этот «переходный» период отражен на выставке пунктиром в отличие от 30-ти лет, которые автор прожил в Риме: им посвящен самый большой раздел экспозиции.

В 1926 году живописец выехал на лечение в Италию, откуда уже не смог вернуться на родину, хотя до конца дней мечтал об этом. Зарубежный период оказался плодотворным и по-новому раскрыл дарование художника: он обращался к разнообразным жанрам от натюрморта до анималистики, особенно полюбил иппический (связанный с изображением лошадей) жанр, много внимания уделял рисунку. Вместе с тем в Риме, где поселился Исупов, он приобрел популярность как портретист.

К моменту переезда в Италию мастер выработал собственный стиль. Сохраняя верность реалистической традиции и русскому импрессионизму, Исупов проявлял живой интерес к иным направлениям в искусстве. В Риме его живописная манера изменилась: цвет стал более ярким и интенсивным, композиция – лаконичной, с эффектом театрализации. Созданные в этот период портреты и автопортреты нередко построены на контрасте черного и белого со всем богатством оттенков, что заставляет вспомнить изысканную живопись одного из учителей Исупова – Валентина Серова. Нередко эти полотна производят впечатление импровизации, однако в действительности каждая композиция тщательно срежиссирована в соответствии с поставленной задачей («Женщина из Сканно», 1928, «Портрет жены художника. За прялкой», 1930-е, «Автопортрет с собакой Ватрушкой», 1942). Помимо живописи итальянский раздел выставки включил рисунки, посвященные теме цирка и балета, обнажённой натуре, изображению животных; они исполнены карандашом, углем, сангиной, пастелью.

Вскоре после приезда в Рим художник устроил персональную выставку, в дальнейшем показы его работ на персональных и групповых выставках регулярно проходили в столице Италии, Милане, Турине и других городах. Немало работ Исупова осело в итальянских музеях, включая Галерею Уффици, и частных собраниях, где зачастую этот мастер является единственным представителем московской школы живописи.

Художник похоронен на римском кладбище Тестаччо, где покоится прах таких русских «невозвращенцев», как Федор Матвеев, Орест Кипренский, Карл Брюллов. После смерти Исупова, выполняя завещание, вдова привезла его наследие в Россию. Произведения мастера хранятся в Третьяковской галерее, других музеях России. Самое крупное (около 300) собрание его работ передано в Кировский музей, стремящийся как можно полнее показать творчество художников-вятичей. Демонстрируя в Москве около 50 живописных и 20 графических произведений Алексея Исупова, кировчане приносят дань одному из основателей Вятского художественно-исторического музея.

www.museum.ru/N36844
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru