Открытие: 29 мая в 17:00
Московский музей современного искусства представляет новую выставку в рамках программы «Персоналии». Юрий Бурджелян (1921-2008) – известный живописец и преподаватель, под руководством которого раскрылись таланты многих современных художников. Бурджелян экспериментирует с жанрами, смешивая их – натюрморт с пейзажем, ню с натюрмортом, портрет с пейзажем. Художник переосмысляет опыт Джорджоне и Вермеера, Моранди и древнерусской иконы. Его полотна тяготеют к идеально ровной матовой поверхности, где мазков не видно и темперамент скрыт.
Юрий Константинович Бурджелян (1921-2008) – один из столпов московской школы живописи, известный своим фанатизмом в этой области, к тому же сумевший за долгие годы педагогической деятельности, преподавания рисунка, живописи и композиции в Московском полиграфическом институте, заразить своим энтузиазмом несколько поколений молодых художников.
Юрий Константинович относился к живописи отнюдь не как к одной из медий, что так распространено в наше время. Живопись со своей особой проблематикой была для него воплощением визуальной культуры в целом. Тем не менее, творчество самого художника претерпело значительную эволюцию. От наивного реализма поздней сталинской поры через традицию московского импрессионизма к варианту неоклассики, основанном не столько на традициях довоенного советского модернизма и неоклассики, сколько на западной, европейской, живописной культуре, на независимом от отечественного сезаннизма понимании Сезанна, в котором он успешно миновал перспективу кубизма. Следующий позднему передвижничеству эпигонский полуимпрессионизм, официальный стиль советской живописи, начиная с 30-х, тем не менее, помог Бурджеляну преодолеть чуждые ему кубистские соблазны и создать тип картины, соответствующий современности, при этом, не снижая качества живописи и не нивелируя при этом живописного мастерства.
Композиции поздних полотен Бурджеляна часто тщательно выверены. А их технология отрицает спонтанность живописания. Поэтому красочный слой напоминает энкаустику. Поверхность картины гладкая, блестящая, полученная как из наложений многих слоев краски, так и после множества снятий решений, не удовлетворявших мастера, оттого иногда в кракелюрах. В поисках совершенства художник бесконечно долго писал и переписывал каждую картину. Предварительного проекта у картины, казалось бы, не существовало. Картина получалась в ходе серии экспериментов, в результате смены вариантов композиции и красочного решения, самих по себе самоценных.
В разговорах об искусстве Юрий Константинович любил в качестве притчи пересказывать рассказ Камю «Иона, или художник за работой» о замученном бытом, семьей, обязательствами перед друзьями живописце, умершем рядом с незаписанным холстом, на котором он оставил только одно плохо различимое слово - «соединение» или «разъединение». Эту притчу можно спроецировать и на творчество самого рассказчика, который, будучи человеком, отнюдь не порабощенным обстоятельствами, создал искусство двойственное, с одной стороны очень простое, а с другой в большой степени герметичное, недоступное, нераскрывающееся при первом наскоке. Чтобы понять и оценить живопись Юрия Бурджеляна, нужны немалые усилия, на которые в информационную эпоху способен не каждый. Владимир Сальников
Юрий Константинович Бурджелян родился в Ростове-на-Дону в 1921 году. В 1937-1941 годах учился на Архитектурном рабфаке. В 1941 году поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, а в 1942 году призван в армию. В 1945 году демобилизован и восстановлен в институте, который окончил в 1953 году. Учился у профессоров И.И. Чикмазова, А.М. Грицая, П.Д. Корина.
С 1955 года – член МОСХ, в 1954-1981 годы – преподаватель живописи и рисунка в Московском полиграфическом институте. Участник многих российских и зарубежных выставок. Работы Юрия Бурджеляна хранятся в российских и зарубежных коллекциях.