Постоянная экспозиция посвященная культуре народов Средней Азии и Казахстана откроется в Российском этнографическом музее (РЭМ) после более чем десятилетнего перерыва. Торжественное открытие состоится 21 мая в 17.00.
Этнографические редкости из региона, который в XIX веке называли Туркестаном, который последним вошел в состав Российской империи и который называли «опалом» в ее короне - были в первых сундуках с экспонатами, которые поступили в Российский этнографический музей. Вместе с тем, по словам директора РЭМ Владимира Грусмана, «на протяжении долгого периода времени мы находились без одной из наших коренных экспозиций, без одного из наиболее значимых «позвонков» нашего музея. Теперь мы сдержали слово чести, - то что фанцузы называют «рarole d'honneur», - и новая экспозиция посвященная культуре народов Средней Азии и Казахстана стала последним словом музейной техники».
Как отмечает Грусман, «дело даже не в современном музейном оборудовании или новейших приниципах освещения, а в том, что нам удалось в двух экспозиционных залах разместить беспрецедентное количество информации, - впервые за многие годы музей приобрел антропологические манекены и обстановочные сцены, в которых они используются, дают дают зрителю ощущение непосредственного участия в них. И все это по-прежнему в условиях жесточайшей нехватки площадей - по последним подсчетам, на каждый предмет коллекции Российского этнографического музея приходится только 0,9 квадратных сантиметра площади музея».
Уже в I тысячелетии до нашей эры в Средней Азии сложилась развитая система оазисов, искусственно созданных человеком. Между тем, искусственная ирригационная система на этой территории возникла V тысяч лет назад. Несмотря на исключительное разнообразие типов хозяйства - кочевого, полукочесого и оседлого - регион явлется примером целостности: одни производили ткани, рис, хлеб, другие - мясо, кожу... Cистема обмена сложилась в I тысячелети до нашей эры.
Местом обмена товарами и культурного взаимодействия кочевых и оседлых жителей был город. Его сердце - базар. Не знаю как он у нас получился, - говорит руководитель отдела этнографии народов Средней Азии и Кавказа Лариса Попова, - может это и не тот базар, который убил Грибоедова, но мы старались передать его жизнь. Его культура экспрессивная и открытая, но жестко ритуализированная. Мы представляем «обряд посвящения в мастера», происходящий в гончарной мастерской.
Среднеазиатская культура - культура глины и текстиля. Металла - только во-вторую очередь. Глина считалась чистейшим материалом, основой бытия. На новой экспозиции можно увидеть керамику крупнейших среднеазиатских центров: бирюзовую «риштанскую» керамику Ферганской долины - одного из самых знаменитых центров, керамика которого воплощает в себе лучшие качества этого материала. «Самаркандскую», «ташкентскую», «хорезмскую» ... Правда, по словам Ларисы Поповой «к началу XX века в ришатанской керамике «процесс возобладал над магическими формулами, - солярными знаками, вихревыми розетками... и о защитных функция совремнных образцов мы говорить не можем».
Культуру людей, живших 3-4 тысячелетия назад можно изучать по культуре современных «памирцев»,- хуфцев, язгулемцев, ягнобцев, шугнанцев и других. Всего более 20 народов. Они являются потомками древних иранцев, которые колонизировали территорию Средней Азии и в I тысячелетии до н.э. «загнали» аборигенов в горы. На Памире есть перевалы, которые проходимы только несколько дней в году. Не удивительно, что в таких условиях «законсервировалась» не только древняя культура, не знавшая гончаного круга, но и языки, которых, например, в Иране уже не понимают.
На экспозици можно увидеть фрагмент памирского жилища, которое принадлежит одному из самых древних типов и похоже на кавказские жилища - карадамы. Как правило оно или глинобитное или сложено из камней. Топится по черному, в нем нет разделения на комнаты. Крыша держится на 4 столбах, каждый из которых имеет сакральное значение. Мы показываем правый задний столб - он самый почитаемый. Ему кланяются при входе в дом. Чаще всего он делается из тополя. Столбы соединяются балкой, которая, в свою очередь, используется как приспособление для несения жертвы. Как правило она украшена резьбой, как и та, что представлена на экспозиции.
Интересно, что прядением у памирских народов традиционно занимаются мужчины, а изготовлением керамики - женщины. Это сезонное занятие. Женщины уходили на «летовку», где организовывались женские общины и куда мужчины не допускались. Для общения с мужем женщина покидала общину и спускалась в селение. По словам одного из авторов экспозии Ольги Старостиной, «в культурах такого уровня архаики отношения равноправны. Иначе не выжить. Мужчина в доме гость. Как, впрочем, и в любом среднеазиатском доме».
Основную коллекцию предметов культуры памирских народов собрал профессор Гамбург в 70-е гг XX века. Мы имеем возможность показать керамику, халаты, обувь, долбленую посуду, амулеты, обереги, костюмные комплексы, быт, утварь, войлок и сумку невесты - редчайший экспонат. Как удалось ее получить - непонятно. Как правило такие вещи не продают, - подчеркивает Старостина.
Этнографической редкостью являются и предметы культуры каракалпаков - полукочевого народа, живущего в Хорезмском оазисе, в низовьях Амударьи. В их материальной кульутре прослеживаются скифские начала. Корни этого народа уходят во времена до завоевания этого региона тюрками. С «выставки производительных сил Каракалпакии» 1933 года в коллекцию РЭМ попало синее свадебное платье с вышивкой узора «соуытнагыз» - кольчуги. Головной убор напоминает тяжелый шлем с украшением в виде шипа на переносице.
Вообще, народные представления об идеальной красоте, степень вкуса - потрясают, говорит Лариса Попова. На экспозиции можно будет увидеть «сюзани» - вышивку на постель новобрачных, которая впоследствие украшала стены юрты - это подлинный шедевр. Мы показываем эти вещи в интерьере жилища и удивительно, как даже в таком условном интерьере вещи преображаются и начинают «жить».
Экспозиция включает в себя и традиционное противопоставление «ислама мечети» и «ислама мазара». Лучшае ее часть - вещи собранные Самуилом Дудиным, - собирателем, востоковедом, этнографом, живописцем, фотографом... Во время его длительного путешествия, которе он совершил на средства этнографического музея в 1901- 1902 гг. было собрано около 5000 экспонатов, которые составили золотой фонд нашего собрания.
Наша главная идея в том, - говорит директор РЭМ, - чтобы люди как можно больше узнали об этом регионе. Он дальний и за годы после распада СССР выросло поколение, которое не осознают этот регион как культурно близкий России. Но он по-прежнему имеет к России самое непосредственное отношение, потому что разъять культуру невозможно. И основы того, что, например, у России и Казахстана складываются относительно близкие отношения заложены еще в XIX веке, когда казахи и киргизы вошли в состав Россйиской империи и начали выстраивать отношения с «Белым царем». Экспозиция будет очень интересна детям - она очень живая. Там все время что-то происходит, ремесленники работают, женщины воспитывают детей, идет охота с ловчим соколом...
Немаловажен и тот факт, что мы показываем какими были пределы Российской империи, какой огромной была дистанция и разнообразной палитра культур народов России. Все это не могло не оставить свой отпечаток на нашей жизни, а формула взаимовлияния и взаимопроникновения культур - не просто слова.