21 мая в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Искусство про искусство». На экспозиции представлено более 150 произведений: графика, живопись, фотография, инсталляция, объекты таких знаменитых художников, как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Илья Кабаков, Тимур Новиков, Сергей Бугаев и многих других. Выставка продлится до 17 августа 2009. К выставке издан каталог «Искусство про искусство».
В ХХ и ХХI веках образы искусства становятся такими же основаниями для творчества, какими ранее были образы жизненные или воображаемые. В эпоху постмодернизма невозможно обойтись без заимствований и цитат из истории искусства, – таков один из главных методов искусства современного. Художники соотносятся со всем опытом мировой художественной культуры и делают это в диапазоне от прилежного ученичества до провокативной пародии. Искусство становится все более обращенным на самое себя, а тема «искусство про искусство» – все более актуальной.
Авторы концепции выставки «Искусство про искусство» сознательно пошли на дидактичность ради показа действия механизмов современного искусства. В экспозиции, показаны разнообразные художественные приемы: композиционного анализа и деконструкции, цитации и апроприации, пародирования и снижения интонации, самоустранения и самоописания.
Экспозиция выставки, построенная по тематическому принципу, состоит из разделов: В музее, Искусство про искусство: крупный план, Вперед/назад к классике, Русская школа, Авангард forever, Иконография, Идея искусства: атака концептов, Высокое/низкое.
Впервые в одном экспозиционном пространстве соседями становятся настолько разноплановые художники: Андрей Мыльников и Ольга Тобрелутс, Василий Яковлев и Александр Косолапов, Гелий Коржев и Клаудио Браво, знаменитые мастера поп-арта и совсем молодые художники. Экспозиция, заостряющая контрасты и выявляющая парадоксальные переклички, демонстрирует общие причины и последствия самых, на первый взгляд, различных процессов в современном искусстве.
Искусство всегда находится в состоянии саморефлексии. По поводу системы своих ценностей, своих целей и средств (содержательных и выразительных). Такая самопогруженность, обращенность на самоё себя, проявлялась и проявляется разнообразно, становится и двигателем, и тормозом.
В чем причина, например, постоянного обращения художников к хрестоматийному репинскому полотну «Бурлаки на Волге»? В разделе выставки «Русская школа» даны различные ответы на этот вопрос – скульптура Вильямса Фрэнка и объект Вадима Козина. Постоянным творческим стимулятором остается для отечественного и мирового искусства русский аванград, об этом выставочный раздел «Авангард for ever» с работами Леонида Сокова, Брацо Дмитриевича, Ирины Затуловской, Андрея Молодкина.
В ХХ веке искусство активно освобождалось от упрощенно понятых функций служения кому- и чему-либо, происходил рост его «самосознания». Парадоксальным образом, искусство в поисках своей идентичности, было ангажировано политикой и идеологией, приходя порой к полному самоуничтожению на службе у тоталитарных режимов века – «искусство как идеологическое оружие». Одновременно росла сосредоточенность искусства на себе самом – «искусство для искусства».
В разделе выставки под названием «Иконография» представлены интерпретации знаменитых полотен Рембрандта и Джорджоне, Гойи и Веласкеса, Моне и Энгра.
В искусстве всегда жила потребность в самоанализе, но именно в новейшее время эта потребность стала необходимостью. В этом можно увидеть и логику внутреннего развития искусства, и реакцию на трагедию века – потерю собственной индивидуальности в служении «великому общему делу». Самоанализ предполагает пересмотр, переучет своих целей, средств, инструментария ради обновления, ради самоосуществления искусства, ради расставания со страхами и болезнями прошлого.
В разделе «Высокое/низкое» представлены образцы неугасающего интереса к легендарным направлениям в искусстве ХХ века – поп-арту, соц-арту и к образам низовой культуры, кича, маргинальных мотивов, проникающих в высокое искусство.
«Искусство про искусство» – не только извечная, но и все более актуальная тема. Надеемся, что репрезентация этой темы на выставке также будет актуальной. Мы хотим рассказать о механизмах современного искусства, показать сами эти колесики, шестеренки и систему передач, их холостую и полезную работу.
В чем состоит сама идея искусства – этому посвящен раздел «Идея искусства: атака концептов» с работами Юрия Альберта, Сергея Мироненко, Леонида Борисова, Юрия Александрова.
Нам не избежать эклектизма подходов – на таком разнородном материале это неизбежно, тем более на материале постмодернизма. Главное, что хочется сохранить и предъявить – восхищение и, в чем-то наивный, интерес к «устройству» произведения искусства, делающего его актуальным. Это сродни самозабвению ребенка, разбирающего на составляющие части любимую игрушку. И разве такому азарту не место в современной музейной экспозиции!?