10 мая в Музее истории города Ярославля состоялось торжественное мероприятие – «День Белого Лотоса», посвященное выдающемуся философу XIX века Е.П.Блаватской. Такое название в качестве памятного дня ее ухода из жизни предложил в 1892 году ее сподвижник, полковник Генри С. Олькотт.
Мероприятие прошло в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества – видеолектория «Путешествие в страну Культуры».
Махатма Ганди утверждал, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской». И сегодня встреча с историей жизни нашей великой соотечественницы производит неизгладимое впечатление, заставляя задуматься о ее жизненном подвиге и цене Истины, оставленной нам в наследство.
«Штрихи к портрету» Елены Петровны Блаватской ведущий встречи С.В.Скородумов, член Международной Ассоциации писателей и публицистов предварил слайдами сияющей панорамы звездного неба – символа нового космического мышления, к формированию которого имела отношение и наша знаменитая соотечественница. Затем в его выступлении внимательно и подробно были прослежены основные вехи удивительной судьбы, отмечено огромное значение наследия выдающегося философа, писательницы и путешественницы.
Почитатели ее мудрости были, вероятно, знакомы с историей происхождения рода Елены Петровны от древних «корней» (с материнской стороны – князей Долгоруких, с отцовской – немецкого рода фон Ган), а также со своеобразной атмосферой ее детства и юности. Однако, факт связи ее имени с линией потомков Ярослава Мудрого (от Рюриковичей) для большинства слушателей видеолектория стал приятным открытием.
Пожалуй, немного найдется в истории знаменитых людей, получивших, подобно Е.П.Блаватской, столь различные характеристики в энциклопедической литературе: от «теософки – авантюристки» (Словарь Брокгауза и Эфрона, 1907 г.) до «русского Сфинкса XIX века» и философа, ученого-просветителя (Краткий философский словарь /А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др., 2004 г.). Объем и разноплановость ее душевных качеств – свидетельство особых возможностей гениальной личности Елены Петровны.
В период своих путешествий она побывала в Китае и Америке, Египте, Японии и Тибете. В России читатели с интересом знакомились с ее очерками из Индии, которые печатались в «Русском вестнике» в 80–е годы XIX века. Следуя высокой задаче сделать доступными учения древней мудрости и активизировать исследования в области духовных возможностей человека, Е.П.Блаватская и ее единомышленники в 1875 году организовали в Нью-Йорке Теософское общество (ТО). Его девизом стали слова: «Нет религии выше Истины!».
Особое место в деятельности общества отводилось науке, отказавшейся от материалистической замкнутости и направленной на изучение реальности, о которой свидетельствуют все мировые религии. Давняя мечта человечества о Всемирном Братстве без различия расы, пола и вероисповедания стала целью трудов новой организации. Члены Теософского общества обратились к исследованию сокровенных сторон и сил природы и человека - и практически сразу натолкнулись на жестокое сопротивление. Ради «общей цели» – дискредитировать труд основателей ТО – объединились во лжи враждующие стороны – наука и церковь, раздувая «дело Куломбов», клевету чиновников царской России и распространяя многие публикации, наполненные злобой и измышлениями невежества.
Именно этим драматическим страницам жизни великой женщины был посвящен фильм «Кто Вы, мадам Блаватская?» (Центрнаучфильм, 1991), просмотр которого прошел на встрече в Музее истории города. Живые реплики Е.П.Блаватской (в исполнении народной артистки России И.Муравьевой), а также полемичные диалоги ее преданной защитницы и сестры Веры Желиховской с графом С.Ю Витте и Всеволодом Соловьевым, много «потрудившимися» над созданием и распространением клеветы в адрес Елены Петровны, – несомненная удача авторов фильма. Впервые зритель становится свидетелем впечатляющей панорамы религиозных традиций мира в их живом проявлении, что подтверждает не только их общий исток и непреходящую ценность, но и масштаб осмысления «мудрости веков» в трудах Е.П. Блаватской.
Великий облик Елены Петровны, «этой мученицы за идею», как называла ее другая не менее известная русская женщина-философ Е.И.Рерих, произвел глубокое впечатление на слушателей. А те сомнительные свидетельства, что скомпрометировали ее в глазах современников, становятся в наши дни прямым обличением лиц, повинных в клевете и гонениях великого человека. Отчеты Общества психических исследований, осудивших деятельность Е.П.Блаватской в 1885, спустя 100 лет (!) самим же этим обществом были признаны «ненаучными, неполными и не заслуживающими доверия».
Юбилейные торжества, посвященные 175 – летию Е.П.Блаватской, широко отмечались во многих крупных культурных центрах Европы и Америки. В России к этой памятной дате прошли научные конференции в Международном Центре Рерихов (Москва), во Всероссийском музее А.С.Пушкина и в Музее Г.Р. Державина и русской словесности его времени (Санкт - Петербург).
«Я поклялась всю свою жизнь помогать людям, двигаться к Истине, и сдержу слово», - писала Елена Петровна. И действительно, ее имя и наследие стали важнейшей ступенью, ведущей человечество к осознанию связи миров открытой нам космической реальности. Подвиг великой Вестницы озаряет «сердца ищущие» дерзанием, оптимизмом и радостью.