«Сталин…» – вторая выставка в проекте «Образы советских вождей. Реальность. Утопия. Критика», посвященном 90-летию Музея политической истории России. Выставка представляет образ «вождя народов» И.В. Сталина и его отражение в искусстве, показывает развитие этого образа от расцвета культа личности, через полное забвение вождя и до современных попыток освобождения этого образа от исторических трактовок.
Культ личности вождя – неотъемлемая часть тоталитарной культуры. Персонификация в фигуре Сталина образца нравственности, ума и силы, воспевание его подвигов и достижений было результатом продуманной и культивируемой пропаганды, результатом всеохватной и целенаправленной деятельности всех политических и государственных учреждений.
Посетителям будут представлены разнообразные по своему характеру материалы из уникальных коллекций музея: тиражированная и оригинальная графика, авторские плакаты, скульптура, фотографии, грамоты времен ВОВ, марки, денежные знаки, ордена, значки. К экспонированию предполагаются произведения, начиная от самых первых изображений Сталина 1927 г. до произведений современной авторской интерпретации образа. На выставке можно будет увидеть работы И.А. Бродского, А.Н. Яр-Кравченко, Н.А.Павлова, В.С. Иванова, В.А. Серова, Р.Р. Френца и др. В проекте планируется участие современных художников: А. Фалдина, В. Жукова, С.Вепрева, В. Козина, И.Баскакова. Один экспонат предоставлен арт-галереей «Либерти».
Первые изображения Сталина в искусстве появляются в середине 1920-х годов. В отличие от В.И. Ленина, образ которого был канонизирован только после смерти, Сталин стал «сверхчеловеком» еще при жизни. В начале 1930-х Сталин изображался первым среди равных, ведущим, но еще «таким же, как и все». Фигура И.В. Сталина показывается в окружении народа и единомышленников, предстает в традиционном военном мундире, без знаков отличия и каких либо наград. Однако вскоре начинается возвышение образа, фигура Сталина делается крупнее и выше окружающих. Процесс перехода к образу нового вождя был зафиксирован в фотомонтажном плакате Г. Клуциса (1936 г.), на котором лицо Сталина проявляется сквозь фотопортрет Ленина.
Образу Сталина были характерны монументализация и постоянство облика: серая шинель и чуть поднятая в приветствии рука. Тиражирование этого образа привело к «окаменению» фигуры вождя. Образ предполагал такие ипостаси, как «вдохновитель и организатор побед», «мудрый учитель». Существовали и характерные жанровые сцены: Сталин на своем рабочем месте в Кремле, заботливый Сталин с ребенком на руках, вождь среди рабочих, крестьян и т.д. Первая разновидность образа вождя выражала надличностный характер лидера, была символична и абстрактна; в остальных была возможна экспрессия, динамика фигуры и элементы психологизма.
После победы в Великой Отечественной войне культ Сталина достиг своего апогея. Победа обогатила набор его персональных атрибутов: ордена и знаки отличия, белый китель генералиссимуса. Но появление декора не придавало живости фигуре, она оставалась по-прежнему статичной. После XX съезда КПСС (1956 г.) образ И.В. Сталина уходит из искусства, а созданные и установленные произведения с ним уничтожаются.
В эпоху перестройки образ Сталина вновь появляется, но приобретает совершенно новый характер – в нем видели машину смерти, виновника массового террора. Персонификация мирового зла в личности Сталина стала характерной для плакатов этого времени. Окровавленная звезда из колючей проволоки с портретом И.В Сталина – такой бескомпромиссный образ создан в плакате С. Вепрева. Сталинская эпоха показывается кровавой, связанной с лагерями и гибелью ни в чем не повинных людей.
Художественная интерпретация образа Сталина современными художниками позволяет освободить его от влияния идеологических стереотипов, ведет к обретению новых смыслов.
Работу выставки дополнит временный проект художника Павла Шугурова «Хозяин» (мастерская монументального искусства «33+1»), который будет расположен в парке недалеко от здания Музея.