НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка рисунков И.Е.Репина и отреставрированной картины А.Д.Литовченко.

c 10 февраля по 30 апреля 2009Москва
Государственная Третьяковская галерея
Выставка рисунков И.Е.Репина, приобретенных в собрание Третьяковской галереи, а также отреставрированной картины А.Д.Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886). Пресс-показ 11 февраля в 12.00. Лаврушинский переулок, 10 (экспозиция, залы № 46–48)

Приобретение коллекции рисунков, реставрация картины и организация выставки стали возможны благодаря финансовой поддержке Банка ВТБ. Третьяковская галерея представляет новое уникальное приобретение – 25 рисунков И.Е.Репина. Впервые за долгое время собрание национального музея пополнил комплекс графических работ художника такого масштаба. Коллекция прежде неизвестных рисунков Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) происходит из семьи мастера. Собрание приобретено в 2007 году в Германии у графини Ольги Лилиенфельд-Тоаль, отцу которой его передал внук художника Гай Репин. Ранее все листы принадлежали Вере Ильиничне Репиной (1872–1948).

Данное собрание охватывает все периоды творчества мастера и отражает все жанры, в каких он работал: здесь портретные и пейзажные зарисовки, иллюстрация и композиционные наброски. Ранее неизвестные рисунки Репина разнообразны по тематике, технике исполнения и степени завершенности. Каждый новый этюд или набросок, особенно если он связан с образами репинской живописи, добавляет новые детали к пониманию замыслов художника, позволяет учесть малейшие нюансы в процессе их воплощения.

Выставка раскрывает ценность работ, пополнивших собрание Галереи, в общем контексте наследия Репина, проводя зрителя от первых его самостоятельных шагов в Императорской Академии художеств до поздних лет жизни. Организаторы показа сделали наглядными параллели между живописью и графикой мастера, дав «цитаты» из репинских полотен, а также сопоставили вновь поступившие рисунки с графическими листами, и прежде хранившимися в ГТГ. Так, «Портрет гетмана П.Л.Полуботко» расценивается как карандашная заметка времени работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880). А рядом с изображением натурщика для фигуры поэта, которую И.Е.Репин написал по просьбе И.К.Айвазовского в его полотне «Прощание А.С.Пушкина с морем» (Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург, 1887), помещен хранящийся в ГТГ карандашный эскиз. Соседство аналогичных по композиции рисунков подчеркивает значимость нового приобретения для осмысления процесса работы художника над образом Пушкина.

Документальность и абсолютная конкретность мотива отличают графические пейзажи Репина. С годами в них менялась манера карандашного рисунка, но неизменными оставались наблюдательность при выборе натуры и метод точной ее фиксации. Хотя число пейзажей в коллекции невелико, они существенно расширяют представление о Репине-пейзажисте и вносят дополнительные факты в его творческую биографию.

Самая примечательная часть коллекции – листы портретного характера, среди которых выделяется перовой набросок фигуры А.М.Горького на одном листе с зарисовкой композиции «Среди волн». Предполагается, что он исполнен в «Пенатах» в 1904 году во время чтения Горьким поэмы в прозе «Человек». Скорописью рисунка-стенограммы Репин зафиксировал на бумаге свои размышления, отражающие духовную жизнь русской интеллигенции в начале ХХ столетия. Завершают экспозицию произведения позднего периода, связанные с работой над картиной «Финские знаменитости» – групповым портретом, который запечатлел торжественный ужин в Хельсинки по случаю принесения Репиным своих полотен и картин русских мастеров в дар Финляндскому Художественному обществу в 1920 году.

Поступившая в Галерею часть наследия Репина еще нуждается в изучении: уточнения требует авторство листа «В Неаполе», не до конца разгаданы некоторые другие рисунки, например «Среди солдат», сейчас находящийся на выставке «Маэстрия пера». Сотрудники Третьяковской галереи выражают признательность за помощь в работе коллегам из Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» – Е.В.Кириллиной и Л.И.Андрущенко.

Также впервые после реставрации демонстрируется картина А.Д.Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». Много десятилетий большое полотно (225х183,8 см) не покидало запасников Третьяковской галереи, поэтому оно незнакомо как широкому зрителю, так и большинству специалистов. В основе сюжета картины «Царь Алексей Михайлович и Никон…» – эпизод из истории интронизации митрополита Новгородского Никона (1605–1681) на патриарший престол в 1652 году. Перед зрителем предстает торжественная сцена в Успенском соборе. Молодой царь Алексей Михайлович в праздничном одеянии и Шапке Мономаха стоит на коленях перед ракой с мощами митрополита Филиппа, рядом с ним – облаченный в патриаршию мантию Никон. Изображены и другие участники церемонии: духовенство, бояре, иностранные послы и представители народа. Работая над картиной, А.Д.Литовченко специально изучал архитектуру и росписи Успенского собора Московского Кремля, коллекцию Оружейной Палаты. В то же время он осознанно допустил «неточность», написав интерьер собора и серебряную раку святителя Филиппа в том виде, какими они были после реставрации ХIХ века. Для создания образа Никона позировал известный критик В.В.Стасов. Картина была приобретена в 1886 П.М.Третьяковым.

Автор картины Александр Дмитриевич Литовченко (1835–1890) – исторический и религиозный живописец, участник «бунта 14-ти» в Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок, в 1868 удостоен звания академика.

Коллективом реставраторов Третьяковской галереи под руководством А.И.Голубейко укреплен красочный слой картины, соединены края прорыва в правой верхней части; отреставрирована и авторская художественная рама.

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. – 957 0792, тел./факс – 953 3375, е-mail:

www.museum.ru/N35685
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.09.2019  x    ?  


«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Жизнь в средневековом Хорасане. Гениза из Национальной библиотеки Израиля

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

Фестиваль науки в Дарвиновском музее будет посвящен эволюции и юбилею Ч. Дарвина

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Глеб Вяткин 85. Персональная юбилейная выставка в Волгограде

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"ЗооПалитра" закрывает юбилейный выставочный сезон

"Невавилонская библиотека"

Выставка "Золотое детство" в Угличском музее

Дни российско-вьетнамской дружбы в Военно-медицинском музее

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Живопись Виктора Лосева из частной коллекции Г.Н. Фёдорова

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

Михаил Шульпин. Дыхание города

Выставка «Великие Маковские» в Самарском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru