НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка рисунков И.Е.Репина и отреставрированной картины А.Д.Литовченко.

c 10 февраля по 30 апреля 2009Москва
Государственная Третьяковская галерея
Выставка рисунков И.Е.Репина, приобретенных в собрание Третьяковской галереи, а также отреставрированной картины А.Д.Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886). Пресс-показ 11 февраля в 12.00. Лаврушинский переулок, 10 (экспозиция, залы № 46–48)

Приобретение коллекции рисунков, реставрация картины и организация выставки стали возможны благодаря финансовой поддержке Банка ВТБ. Третьяковская галерея представляет новое уникальное приобретение – 25 рисунков И.Е.Репина. Впервые за долгое время собрание национального музея пополнил комплекс графических работ художника такого масштаба. Коллекция прежде неизвестных рисунков Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) происходит из семьи мастера. Собрание приобретено в 2007 году в Германии у графини Ольги Лилиенфельд-Тоаль, отцу которой его передал внук художника Гай Репин. Ранее все листы принадлежали Вере Ильиничне Репиной (1872–1948).

Данное собрание охватывает все периоды творчества мастера и отражает все жанры, в каких он работал: здесь портретные и пейзажные зарисовки, иллюстрация и композиционные наброски. Ранее неизвестные рисунки Репина разнообразны по тематике, технике исполнения и степени завершенности. Каждый новый этюд или набросок, особенно если он связан с образами репинской живописи, добавляет новые детали к пониманию замыслов художника, позволяет учесть малейшие нюансы в процессе их воплощения.

Выставка раскрывает ценность работ, пополнивших собрание Галереи, в общем контексте наследия Репина, проводя зрителя от первых его самостоятельных шагов в Императорской Академии художеств до поздних лет жизни. Организаторы показа сделали наглядными параллели между живописью и графикой мастера, дав «цитаты» из репинских полотен, а также сопоставили вновь поступившие рисунки с графическими листами, и прежде хранившимися в ГТГ. Так, «Портрет гетмана П.Л.Полуботко» расценивается как карандашная заметка времени работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880). А рядом с изображением натурщика для фигуры поэта, которую И.Е.Репин написал по просьбе И.К.Айвазовского в его полотне «Прощание А.С.Пушкина с морем» (Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург, 1887), помещен хранящийся в ГТГ карандашный эскиз. Соседство аналогичных по композиции рисунков подчеркивает значимость нового приобретения для осмысления процесса работы художника над образом Пушкина.

Документальность и абсолютная конкретность мотива отличают графические пейзажи Репина. С годами в них менялась манера карандашного рисунка, но неизменными оставались наблюдательность при выборе натуры и метод точной ее фиксации. Хотя число пейзажей в коллекции невелико, они существенно расширяют представление о Репине-пейзажисте и вносят дополнительные факты в его творческую биографию.

Самая примечательная часть коллекции – листы портретного характера, среди которых выделяется перовой набросок фигуры А.М.Горького на одном листе с зарисовкой композиции «Среди волн». Предполагается, что он исполнен в «Пенатах» в 1904 году во время чтения Горьким поэмы в прозе «Человек». Скорописью рисунка-стенограммы Репин зафиксировал на бумаге свои размышления, отражающие духовную жизнь русской интеллигенции в начале ХХ столетия. Завершают экспозицию произведения позднего периода, связанные с работой над картиной «Финские знаменитости» – групповым портретом, который запечатлел торжественный ужин в Хельсинки по случаю принесения Репиным своих полотен и картин русских мастеров в дар Финляндскому Художественному обществу в 1920 году.

Поступившая в Галерею часть наследия Репина еще нуждается в изучении: уточнения требует авторство листа «В Неаполе», не до конца разгаданы некоторые другие рисунки, например «Среди солдат», сейчас находящийся на выставке «Маэстрия пера». Сотрудники Третьяковской галереи выражают признательность за помощь в работе коллегам из Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты» – Е.В.Кириллиной и Л.И.Андрущенко.

Также впервые после реставрации демонстрируется картина А.Д.Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». Много десятилетий большое полотно (225х183,8 см) не покидало запасников Третьяковской галереи, поэтому оно незнакомо как широкому зрителю, так и большинству специалистов. В основе сюжета картины «Царь Алексей Михайлович и Никон…» – эпизод из истории интронизации митрополита Новгородского Никона (1605–1681) на патриарший престол в 1652 году. Перед зрителем предстает торжественная сцена в Успенском соборе. Молодой царь Алексей Михайлович в праздничном одеянии и Шапке Мономаха стоит на коленях перед ракой с мощами митрополита Филиппа, рядом с ним – облаченный в патриаршию мантию Никон. Изображены и другие участники церемонии: духовенство, бояре, иностранные послы и представители народа. Работая над картиной, А.Д.Литовченко специально изучал архитектуру и росписи Успенского собора Московского Кремля, коллекцию Оружейной Палаты. В то же время он осознанно допустил «неточность», написав интерьер собора и серебряную раку святителя Филиппа в том виде, какими они были после реставрации ХIХ века. Для создания образа Никона позировал известный критик В.В.Стасов. Картина была приобретена в 1886 П.М.Третьяковым.

Автор картины Александр Дмитриевич Литовченко (1835–1890) – исторический и религиозный живописец, участник «бунта 14-ти» в Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок, в 1868 удостоен звания академика.

Коллективом реставраторов Третьяковской галереи под руководством А.И.Голубейко укреплен красочный слой картины, соединены края прорыва в правой верхней части; отреставрирована и авторская художественная рама.

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. – 957 0792, тел./факс – 953 3375, е-mail:

www.museum.ru/N35685
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.02.2020  x    ?  


Оружие Великой Победы на выставке в Музее артиллерии

Выставка «Янтарная комната и другие проекты. Тайны реставрации» в Москве

Скульптор Александр Рукавишников

Третьяковская галерея отмечает день рождения Казимира Малевича перформансом

"От принцессы Фике к Екатерине Великой" - новая экспозиция Музея-заповедника «Царское Село»

Выставка «Полковая святыня. Из истории Селенгинского полка» в Бородинской панораме

«Четыре года испытаний. Спектакли о Великой Отечественной войне» в Музее читателя РГБИ

Презентация книги «Первое слово правды» в Музее истории ГУЛАГа

Ретро-открытки Елагина острова

Страницы музыкальной истории в Доме-музее М.Н. Ермоловой

Презентация книги Михаила Бару "Мещанское гнездо" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Фотовыставка «Аркаим – Страна городов: пространство и образы» в Саратовском областном музее краеведения

Санкт-Петербургский Союз художников пригашает на ежегодную выставку "На солнечной стороне - 10"

«Человек лунного света». Михаил Кузмин. Встреча в музее Льва Гумилева

Выставка Лианы Эль-Сафади "Узоры и квадраты"

"Мастерская костюма" в Театральной галерее на Малой Ордынке

Выставка Анны Останиной "Сверчок и Колесо"

Выставка Марины Уткиной "Это всё моё родное" в Музее художественной культуры Новгородской земли

Праздничная программа "Для матросов есть вопросы" во "Вселенной Воды"

Фотовыставка «Дайсаку Икеда. Диалог с природой» в станице Каргинской

Вышел в свет альбом «Исаакиевский собор в фотографии. Вторая половина XIX– начало XX века»

Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации

Традиционная выставка авторской куклы "Кукольный дворик-2020"

Татьяна Чернова. Выставка "Под небом голубым"

Выставка "В царстве Морфея" в Дарвиновском музее

Новые приобретения пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село»

Франк Гаудлиц, Амели Лозье. Лицом к лицу

Владимир Мигачев. Пустота

Выставка Татьяны Нешумовой «На крыльях не своих…»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru