18 января в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея и Ярославского Рериховского общества была проведена программа «Гуманная педагогика», на которую собрались педагоги и общественность из Ярославля, Рыбинска, Данилова, Костромы. Тема педагогики очень востребована сегодня в связи с сегодняшними проблемами с детьми, тревогой за их будущее.
Не все задумываются о том, что традиционная педагогика, которая практикуется почти во всех наших школах – это авторитарная педагогика, силовой подход к детям. И беды образования связаны не столько с материальными аспектами, сколько с бездуховностью и авторитаризмом, которые насаждались современной школой десятилетиями.
Что же такое «гуманная педагогика»? Питаясь от мощных исторических корней мирового религиозного, философского и педагогического наследия, она наследует высокую цель – воспитание того, чего так не хватает нашему обществу – Благородного Человека. Она ведет не только к развитию интеллекта и памяти, но и к раскрытию сердца и возвышению духа. Ее основные постулаты – вера в ребенка, уважение и развитие его личности, направленность на служение добру.
Идея гуманизма в образовании возникла еще в древние времена. Можно вспомнить такие имена как Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан, которые утверждали приоритет нравственного воспитания перед обучением наукам. Со временем идеи гуманной педагогики нашли отражение в деятельности многих выдающихся философов, педагогов и психологов.
Ведущая программы видеолектория, педагог Центра анимационного творчества «Перспектива» Себелева И.М. рассказала слушателям об истоках гуманной педагогической мысли и о вкладе в ее развитие выдающихся педагогов прошлого и настоящего. Я.Коменский, И.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский – гуманистические идеи всех этих замечательных воспитателей не стерлись временем, они востребованы, потому что утверждают вечную ценность – человечность.
О жизни удивительной женщины, представителя гуманного педагогического мышления - Марии Монтессори рассказала посетителям музея педагог-психолог «Центра помощи детям» Кочкина Л.В. М.Монтессори была автором оригинальных методов развития чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основе своих наблюдений за закономерностями детского развития она пришла к выводу, что взрослый должен не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно, научиться сосредотачиваться на интересной для него работе. Воздействие учителя при этом происходит косвенно, через созданную развивающую среду. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие. Идеи Марии Монтессори нашли не только научное подтверждение, но и воплощение в педагогической практике. Сегодня во многих странах существуют ассоциации Монтессори педагогов. Ее методика используется и в образовательных учреждениях России.
Прямым продолжателем дела выдающихся основоположников гуманной педагогики стал Шалва Александрович Амонашвили – академик РАО, доктор психологических наук. На протяжении многих лет все свои силы и таланты он направляет на гуманизацию образовательного процесса и привлекает к решению этой задачи все больше единомышленников.
В труднейших условиях косности старого авторитарного мышления Ш.А.Амонашвили создал уникальную «систему гуманно–личностного подхода к детям», которая выражена в его трактате «Школа жизни» и многочисленных книгах. Он стал научным руководителем многих экспериментальных школ, в которых внедряются идеи гуманной педагогики, и возглавил Лабораторию гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете.
В концепции Ш.А.Амонашвили образование – это, прежде всего, процесс духовного развития личности, питания души и сердца всем лучшим, человеческим, жизнеутверждающим. «Гуманная педагогика… есть искусство самое высшее, которое доступно человеку, потому что творит из него Высшего Человека» - утверждает он.
Тяга учителей и воспитателей к идеям гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили очевидна. За последние годы семинары по гуманной педагогике прошли в десятках городов страны. Более чем в 100 городах России, странах СНГ и Балтии созданы общественные Лаборатории гуманной педагогики.
В течение последних нескольких лет «Издательский Дом Шалвы Амонашвили» осуществляет выпуск «Антологии гуманной педагогики». Это первое в России 100-томное издание книг об искусстве воспитания всех времен и народов. «Антология» предназначена учителям, широкой общественности и принята Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических университетов.
Для дальнейшего развития идей гуманной педагогики в 2001 году при Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили. Центр сотрудничает со многими педагогами России и других стран и ежегодно проводит Международные Чтения по гуманной педагогике при поддержке Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, Российской Академии образования и Международной Лиги защиты Культуры. Основной смысл этих Чтений – творчески осмыслить идеи гуманной педагогики, насытить ими образовательный мир.
В январе 2009 г. в Москве прошли Восьмые Международные Педагогические Чтения на тему «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя». Обсуждались вопросы о том, что для продвижения гуманной педагогики каждый педагог должен начать с изменения самого себя, с расширения собственного сознания, с веры в свои возможности и внутреннюю силу изменить мир вокруг. Тогда смогут появиться и качественно иные подходы к образованию, и изменится атмосфера в школе. Чтения помогли понять, что самая актуальная потребность времени – в просвещённом учителе. Педагогические Вузы должны готовить не узких специалистов-предметников, в совершенстве знающих свой предмет, а учителей, обладающих высокой культурой, широким мировоззрением и энергией оптимизма. И самое главное – современному учителю необходимо принять категорию духовности как определяющую в развитии ребенка.
В заключение программы зрители посмотрели видеозапись мастер-класса Ш.А.Амонашвили «Мудроречие», который он проводил на Педагогических Чтениях.
Программа «Гуманная педагогика» началась и закончилась под прекрасную классическую музыку в исполнении члена Союза композиторов РФ Янковской Л.В.
Слушатели единодушно согласились с тем, что ценность гуманной педагогики сегодня не только в том, что она восстанавливает уважение к ребенку, открывает пути его свободе и творчеству, но и в том, что она продвигает людей к осознанию высокой роли учителя в современном мире.