14 декабря в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества «Путешествие в страну Культуры» – состоялась программа «Образ Ярослава Мудрого в искусстве».
Лектор – И.М.Себелева, педагог Центра анимационного творчества «Перспектива», член Международной Ассоциации писателей и публицистов – представила посетителям музея свое исследование о том, какое отражение получила эта великая историческая личность в искусстве. Рассказ сопровождался показом большого количества видеоматериалов.
К личности Ярослава Мудрого мастера искусства на протяжении веков обращались неоднократно. Ведь за все время, что существует Земля Русская, только один ее правитель получил прозвание «Мудрый». И русские летописи, и скандинавские саги, и старинные европейские хроники рассказывают о князе Ярославе Владимировиче как о выдающемся человеке. Он вошел в историю не только как дальновидный политик, смелый воин, талантливый полководец, но и как образованнейший человек своего времени, градостроитель и просветитель.
Первую живописную информацию об эпохе Ярослава Мудрого передает уникальная Радзивилловская летопись, которая содержит 617 иллюстраций, сопровождающих исторический текст. Историки их называют «окнами в исчезнувший мир». Некоторые миниатюры этой летописи посвящены деяниям князя Ярослава Владимировича: битве со Святополком, строительству Софийского собора и Золотых Ворот в Киеве, созданию книгописной маcтерской и др.
В Софийском соборе Киева, к строительству которого Ярослав Мудрый приложил немало любви и сил, частично сохранилась фреска, на которой изображены все члены семьи Ярослава Мудрого. По фрагментам этой фрески учеными был реконструирован первый примерный портрет князя, на котором он подносит Христу-Вседержителю выстроенный храм Святой Софии. И это не просто храм, а храм-символ стольного града Киева, украшенного и возвеличенного Ярославом. Сюжет этой древней фрески потом многократно повторялся в различных произведениях искусства.
Еще один ценный источник, который доносит до нас портреты многих великих личностей – это Царский Титулярник 1672 г., который содержит 97 красочных иллюстраций: портреты русских великих князей, царей и патриархов, изображения гербов и т.д. Портрет Ярослава Мудрого из Титулярника доносит до нас задумчивый, внутренне сосредоточенный образ великого князя.
Конечно, больше всего примеров отражения образа Ярослава Мудрого в искусстве мы находим в живописи и скульптуре XIX и XX веков. Это и литографии художника-графика Б.А.Чорикова, и картины книжного иллюстратора И.Я.Билибина, и полотно А.Д.Кившенко «Ярослав Мудрый. Чтение народу "Русской Правды"». Широко известен скульптурный образ Ярослава, воплощенный русским скульптором М.О.Микешиным в памятнике «Тысячелетие России», установленном в Великом Новгороде. Среди скульптурных образов можно также выделить работу талантливого скульптора М.М.Антокольского, которая зримо передает огромную энергию и устремленность этой великой исторической личности.
Несомненное историческое и художественное значение имеет скульптурная реконструкция лица князя Ярослава, сделанная по его черепу известным российским скульптором и антропологом М.М.Герасимовым. Похожий образ Ярослава мы видим на картинах выдающегося русского художника Н.К.Рериха. Одна из них называется «Радовашеся Ярослав граду Киеву». И еще одна известная картина Н.К.Рериха – «Ярослав Мудрый». Она написана художником в 1940 и повторена в 1942 году. Обращаясь к образу великого просветителя Руси, Рерих хотел в эти страшные военные годы напомнить о самом главном – о культурном строительстве.
«Великий Владимир сдвигал массы. Ярослав сложил их в храм и возрадовался о красоте, - читаем в ''Листах дневника'' Н.К.Рериха. - Этот момент для старого искусства памятен. Восторг Ярослава при виде блистательной Софии безмерно далёк от вопля современного дикаря при виде яркости краски. Это было восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века. Так было; такому искусству можно завидовать; можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно».
Кроме традиционной живописи и скульптуры в программе были представлены несколько примеров редких видов живописного искусства, в которых также талантливо воплощен образ Ярослава Мудрого – палехские миниатюры, графические работы, иконы. Зрители также познакомились с памятниками великому князю, установленными в городах Украины и России.
Размышляя над образом Ярослава Мудрого, увековеченным силой искусства, И.М.Себелева напомнила присутствующим слова Н.М.Карамзина из его «Истории Государства Российского»: «Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой».
С именем Ярослава в истории многократно упоминается слово «первый». Он был первым русским князем, при правлении которого возведено такое большое количество замечательных памятников архитектуры. Ярославом Мудрым было основано первое народное училище в Новгороде для обучения детей «учению книжному» и положено начало первой библиотеке на Руси. При Ярославе возникли первые русские монастыри, в которых трудились первые русские летописцы и иконописцы. Указом князя Ярослава был избран первый русский митрополит, независящий от Византии - Илларион. Как законодатель, князь Ярослав создал первый свод гражданских законов — «Русскую Правду».
Интересно, что город Ярославль, основанным им, тоже не раз отмечал в истории свое первенство. Первый русский театр Федора Волкова, первый русский индолог Герасим Лебедев, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова… Этот список можно продолжать. Словно Ярослав Мудрый передал городу свое мощное тяготение к новым культурным начинаниям.
Посетители Музея смогли убедиться, что деятели искусства чтят память Ярослава Мудрого. Ведь настоящее искусство не просто изображает жизнь, оно сохраняет все лучшее, главное из того, что было в истории, и напоминает нам о непреходящих ценностях, без которых нельзя идти в будущее.