НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

В.А.Ватагин. Выставка к 125-летию со дня рождения.

c 20 декабря 2008 по 15 февраля 2009Москва
Медведь, балансирующий на шаре. 1955. Дерево тонированное.
Кенгуру. 1921. Дерево тонированное.
Слон. 1917. Дерево тонированное
Первая масштабная ретроспектива Василия Ватагина, прославленного скульптора-анималиста и иллюстратора многих книг, включая «Маугли» Р.Киплинга. Наследие художника сочетает в себе два начала – исследовательское и творческое. К юбилею Ватагина два крупнейших музеях, художественный и научный, – Третьяковская галерея и Дарвиновский музей – параллельно проводят в своих стенах две выставки, призванные показать истинный масштаб личности мастера и сломать стереотип восприятия его творчества.

Василий Алексеевич Ватагин (1884–1969) стоял у истоков современной российской анималистики. Однако, помня ватагинскую скульптуру в собрании Третьяковской галереи, публика не знает многих граней творчества художника, работавшего в разных видах искусства – от научной иллюстрации до монументальных росписей. Так, никогда прежде не выставлялась его живопись, хранящаяся в Дарвиновском музее. На юбилейной выставке в ГТГ она впервые показана не как научное пособие или декоративно-оформительская работа, но как художественное явление.

Вместе с тем зритель получает возможность оценить роль, сыгранную художником в формировании современного «экологического» взгляда на мир. Сегодня Ватагин-мыслитель особенно интересен: видевший в природе образец совершенства и гармонии, раньше многих он обозначил нравственно-этические проблемы отношения к природе, актуальность которых возрастает с каждым днем.

Посвятить себя изображению живой природы Ватагина заставили два равновеликих увлечения – наука и искусство. Занятия живописью, скульптурой и графикой он совмещал с деятельностью ученого-зоолога, а выставляться начал со студенческих лет. Важную роль в становлении мастера сыграл К.Ф.Юон, когда студентом естественного отделения Московского университета Ватагин посещал художественную школу К.Ф.Юона и И.О.Дудина. Поначалу Ватагин был удивлен негативной реакцией маэстро на рисунки, добросовестно передающие натуру. Помня вопрос Юона: «А где же искусство?», – Ватагин долгие годы изживал в себе ученого-натуралиста, добиваясь достоверного, но обобщенного образа животных.

На сложение артистического почерка Ватагина повлияли впечатления от путешествий по России и за рубеж – в Грецию, Италию, Германию, Индию и пр. Собирая материал об экзотических животных для Московского университета, будущий художник делал зарисовки в зоопарках Западной Европы и изучал подлинники мирового искусства в музеях. От скульптуры Древнего Египта – мощь и обобщенность ватагинских образов, экспрессия и лаконизм формы, изысканность силуэта. Маэстрия Ватагина тем более удивительна, что ремеслом скульптора он овладел без специального образования, а трудоемкую обработку дерева и камня выполнял самостоятельно, обходясь без помощников.

Опираясь на фундаментальное знание природы, мастер одним из первых ввел в искусство новое для своей эпохи понятие психологии животных. Он подмечал пластику и повадки каждого зверя, подчеркивал уникальное и характерное, наделял образ эмоциями. В стремлении к выразительности скульптор использовал возможности различных материалов: мрамора, фаянса, терракоты, майолики, резной кости. Но всем им предпочитал дерево, которым увлекся в 1910-е годы вслед за А.С.Голубкиной и С.Т.Коненковым (нередко их работы соседствовали на выставках с ватагинскими). Активно совершенствуя мастерство, зная современные тенденции, на равных с профессионалами он входил в Московское товарищество художников (1909-1924) и Общество русских скульпторов (1926–1932).

Ретроспектива базируется на собраниях двух музеев – хранителей крупнейших коллекций работ Ватагина (ГТГ и ГДМ) и охватывает все периоды его творчества. Среди лучших ранних работ – рельефы «Сидящий кондор» и круглая скульптура «Обезьяна» (оба – 1908), «Идущий слон» (1911), «Орел» (1913). Образ «звериного достоинства» нередко окрашен лиризмом и мягким юмором. Вплоть до конца жизни Ватагин не утратил способности вести с животным миром диалог на основе чуткого понимания и уважения, ощутимого и в поздних шедеврах «Медведь, балансирующий на шаре» (1955), «Пингвин с птенцом» (1960).

Открытием для зрителя станут выполненные в 1920-е годы «Портрет В.Поленова» из Тарусской картинной галереи и «Портрет матери» из собрания семьи автора. Две эти коллекции – музей города Тарусы, где художник жил с 1913 и был похоронен, и архив семьи Ватагиных – помогли Третьяковской галерее обрисовать творческий диапазон мастера и раздвинуть жанровые рамки его творчества.

Присущая Ватагину-скульптору монументальность, ясность языка отразилась и в его крупноформатной графике, и в работе живописца-монументалиста. Много сил художник отдал оформлению экспозиционного пространства музеев: Исторического, Зоологического музея МГУ, но прежде всего Дарвиновского. Государственный Дарвиновский музей, где мастер работал на протяжении почти всей жизни, с 1908 по 1961, предоставил Галерее свыше 60 графических и живописных работ, созданных в 1920-50-е годы. Яркие панно «Северные олени на переходе» (1920), «Райские птицы» (1930-е), «Пума в джунглях Бразилии» (1946) и др. впервые выходят из запасников на суд зрителя. Выставка, вобравшая около ста экспонатов, сопровождается каталогом, где наряду с произведениями Ватагина впервые опубликованы архивные фотографии. Проект завершит научно-практическая конференция, проводимая совместно Третьяковской галереей и Дарвиновским музеем 5-6 февраля 2009 года. Предполагается обсудить такие темы, как «Проблемы формирования современного мировоззрения средствами науки и искусства»; «Анималистическое искусство как средство постижения целостного и хрупкого мира природы»; «Возможности педагогики в переносе естественнонаучного знания в гуманитарную плоскость».

Пресс-показ 19 декабря в 14.00, Вернисаж – 19 декабря в 16.00, Крымский Вал, 10, залы 80–81

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375, е-mail:

www.museum.ru/N35328
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.12.2024  x    ?  


"Елизавета? Проходите". Музей-заповедник "Царское Село" проводит акцию в день рождения императрицы

Книжные памятники Президентской библиотеки: Россия глазами путешественников

Открытие выставки уникальных и редких икон XIV–XVII веков в Псковском музее-заповеднике

Выставка Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

История России – история семей. Род Орловых

Выставка о волшебнике Изумрудного города в Музее кино на ВДНХ

Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

Выставочный проект "Россия-Беларусь. Пересечение судеб" в Минске

«Не разнять меня с жизнью». Открытый микрофон ко дню памяти Осипа Мандельштама

Уличная новогодняя выставка "Путешествие по Петербургу"

«100 лет и балет. Ёлка к юбилею музея». Выставка в музее «Пресня»

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Выставка подлинных открыток конца XIX - начала XX вв. в Русском музее фотографии

Легендарный жираф-долгожитель Самсон украсил экспозицию Дарвиновского музея

Выставка «PF - Поздравления к Новому году» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Озарения. Детская выставка в Шерметевском дворце

Московский петербуржец (Другой Чарухин)

Выставка «Сказочная ёлка» на ВДНХ

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Выставка «Автографы на книгах из личной библиотеки В.В. Вересаева»

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Выставка "Демидовы. Нижнетагильские подносы"

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Новая экспозиция «Защитники южных рубежей России XVI-XVII веков» в Тульском кремле

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru