Первая масштабная ретроспектива Василия Ватагина, прославленного скульптора-анималиста и иллюстратора многих книг, включая «Маугли» Р.Киплинга. Наследие художника сочетает в себе два начала – исследовательское и творческое. К юбилею Ватагина два крупнейших музеях, художественный и научный, – Третьяковская галерея и Дарвиновский музей – параллельно проводят в своих стенах две выставки, призванные показать истинный масштаб личности мастера и сломать стереотип восприятия его творчества.
Василий Алексеевич Ватагин (1884–1969) стоял у истоков современной российской анималистики. Однако, помня ватагинскую скульптуру в собрании Третьяковской галереи, публика не знает многих граней творчества художника, работавшего в разных видах искусства – от научной иллюстрации до монументальных росписей. Так, никогда прежде не выставлялась его живопись, хранящаяся в Дарвиновском музее. На юбилейной выставке в ГТГ она впервые показана не как научное пособие или декоративно-оформительская работа, но как художественное явление.
Вместе с тем зритель получает возможность оценить роль, сыгранную художником в формировании современного «экологического» взгляда на мир. Сегодня Ватагин-мыслитель особенно интересен: видевший в природе образец совершенства и гармонии, раньше многих он обозначил нравственно-этические проблемы отношения к природе, актуальность которых возрастает с каждым днем.
Посвятить себя изображению живой природы Ватагина заставили два равновеликих увлечения – наука и искусство. Занятия живописью, скульптурой и графикой он совмещал с деятельностью ученого-зоолога, а выставляться начал со студенческих лет. Важную роль в становлении мастера сыграл К.Ф.Юон, когда студентом естественного отделения Московского университета Ватагин посещал художественную школу К.Ф.Юона и И.О.Дудина. Поначалу Ватагин был удивлен негативной реакцией маэстро на рисунки, добросовестно передающие натуру. Помня вопрос Юона: «А где же искусство?», – Ватагин долгие годы изживал в себе ученого-натуралиста, добиваясь достоверного, но обобщенного образа животных.
На сложение артистического почерка Ватагина повлияли впечатления от путешествий по России и за рубеж – в Грецию, Италию, Германию, Индию и пр. Собирая материал об экзотических животных для Московского университета, будущий художник делал зарисовки в зоопарках Западной Европы и изучал подлинники мирового искусства в музеях. От скульптуры Древнего Египта – мощь и обобщенность ватагинских образов, экспрессия и лаконизм формы, изысканность силуэта. Маэстрия Ватагина тем более удивительна, что ремеслом скульптора он овладел без специального образования, а трудоемкую обработку дерева и камня выполнял самостоятельно, обходясь без помощников.
Опираясь на фундаментальное знание природы, мастер одним из первых ввел в искусство новое для своей эпохи понятие психологии животных. Он подмечал пластику и повадки каждого зверя, подчеркивал уникальное и характерное, наделял образ эмоциями. В стремлении к выразительности скульптор использовал возможности различных материалов: мрамора, фаянса, терракоты, майолики, резной кости. Но всем им предпочитал дерево, которым увлекся в 1910-е годы вслед за А.С.Голубкиной и С.Т.Коненковым (нередко их работы соседствовали на выставках с ватагинскими). Активно совершенствуя мастерство, зная современные тенденции, на равных с профессионалами он входил в Московское товарищество художников (1909-1924) и Общество русских скульпторов (1926–1932).
Ретроспектива базируется на собраниях двух музеев – хранителей крупнейших коллекций работ Ватагина (ГТГ и ГДМ) и охватывает все периоды его творчества. Среди лучших ранних работ – рельефы «Сидящий кондор» и круглая скульптура «Обезьяна» (оба – 1908), «Идущий слон» (1911), «Орел» (1913). Образ «звериного достоинства» нередко окрашен лиризмом и мягким юмором. Вплоть до конца жизни Ватагин не утратил способности вести с животным миром диалог на основе чуткого понимания и уважения, ощутимого и в поздних шедеврах «Медведь, балансирующий на шаре» (1955), «Пингвин с птенцом» (1960).
Открытием для зрителя станут выполненные в 1920-е годы «Портрет В.Поленова» из Тарусской картинной галереи и «Портрет матери» из собрания семьи автора. Две эти коллекции – музей города Тарусы, где художник жил с 1913 и был похоронен, и архив семьи Ватагиных – помогли Третьяковской галерее обрисовать творческий диапазон мастера и раздвинуть жанровые рамки его творчества.
Присущая Ватагину-скульптору монументальность, ясность языка отразилась и в его крупноформатной графике, и в работе живописца-монументалиста. Много сил художник отдал оформлению экспозиционного пространства музеев: Исторического, Зоологического музея МГУ, но прежде всего Дарвиновского. Государственный Дарвиновский музей, где мастер работал на протяжении почти всей жизни, с 1908 по 1961, предоставил Галерее свыше 60 графических и живописных работ, созданных в 1920-50-е годы. Яркие панно «Северные олени на переходе» (1920), «Райские птицы» (1930-е), «Пума в джунглях Бразилии» (1946) и др. впервые выходят из запасников на суд зрителя. Выставка, вобравшая около ста экспонатов, сопровождается каталогом, где наряду с произведениями Ватагина впервые опубликованы архивные фотографии. Проект завершит научно-практическая конференция, проводимая совместно Третьяковской галереей и Дарвиновским музеем 5-6 февраля 2009 года. Предполагается обсудить такие темы, как «Проблемы формирования современного мировоззрения средствами науки и искусства»; «Анималистическое искусство как средство постижения целостного и хрупкого мира природы»; «Возможности педагогики в переносе естественнонаучного знания в гуманитарную плоскость».
Пресс-показ 19 декабря в 14.00, Вернисаж – 19 декабря в 16.00, Крымский Вал, 10, залы 80–81
Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375, е-mail: