30 ноября 2008 г. в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» Музея и Ярославского Рериховского общества состоялась программа «Роль ярославских святых в политике Древней Руси».
Научный сотрудник Ярославского Художественного музея В.В.Горшкова познакомила слушателей с деяниями известных ярославских святых, сыгравших важную роль в исторических событиях Древней Руси. Свой рассказ лектор сопровождала показом слайдов икон.
Сыновья первого ярославского князя Всеволода — Василий и Константин – издавна считались покровителями города и почитались как святые-чудотворцы. Согласно летописным известиям и житийным описаниям они управляли Ярославлем в тяжелую эпоху монголо-татарского ига, заботились о благе своей вотчины, врачевали раны, нанесенные ей набегами татар, обновляли разоренные храмы. Жизнь их была недолгая, но, как сказано в Житии, добрая. Тела благоверных князей Василия и Константина были погребены в стенах Ярославского Успенского собора. Через два с половиной столетия, при прокладке рвов для нового соборного храма, были обретены их мощи, от которых начали происходить чудеса и исцеления. На одной из икон XIX века «Благоверные князья Василий и Константин Ярославские» изображены князья, которые несут список иконы Ярославской Божией Матери. Большой интерес представляет фрагмент – образ земного шара с возвышающимся на нем Успенским собором.
Большое впечатление производит икона "Спас Вседержитель", принадлежавшая в первой половине XIII века княжескому дому Ярославля и хранящаяся сейчас в Ярославском художественном музее. Это домонгольская икона, одна из 25-ти сохранившихся до наших дней. Прекрасный лик Христа на иконе завораживает какой-то особой задумчивостью и добротой, поддерживающей человека в трудные минуты жизни. Легенда называет икону "моленной". Такие небольшие образа держали в княжеских домах и передавали по наследству от отца к сыну. Они отражали ценности княжеской культуры – гармонию, мудрость, благородство.
Еще один ярославский святой, который согласно летописям внес немалый вклад в политическую жизнь Руси, благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный. Он родился около 1237-1239 года и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. Ханы Золотой Орды, видя духовную и военную мощь Руси, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Отличившись ратными подвигами, Федор Черный вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, и тот выдал за него свою дочь, нареченную в крещении Анна. Такой брак имел для Руси большое значение. Там, в Орде, и родились у князя его сыновья, впоследствии также причисленные к лику святых – благоверные князья Давид и Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли. Православие все более укреплялось среди татар. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала. Вернувшись в Ярославль в конце XIII века, Федор Черный немало сделал для расцвета своего княжества, перед смертью приняв монашество. Он был причислен к лику святых в XV веке. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов. Среди хранящихся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике произведений иконописи XVI века выделяется мастерством исполнения икона "Ярославские князья Федор, Давид и Константин в житии". В клеймах иконы даны события городской жизни с конца XIII и до начала XVI века, показаны знакомые каждому ярославцу постройки Спасского монастыря. Именно эта тяга к конкретности изображаемого события, к его достоверности будет в XVII веке одним из важнейших принципов в творчестве ярославских иконописцев.
Самый знаменитый святой, просиявший в земле Ярославской – Преподобный Сергий Радонежский. Светоч Земли Русской, особо почитаемый ее народом, основатель монастырей нового типа, один из зачинателей русского культурного строительства, он очень много сделал для укрепления государственной и духовной мощи Руси. Слушателям программы в музее была представлена житийная икона «Сергий Радонежский», вернее, ее обновленная в XVII веке версия. Икона интересна не только клеймами, в которых раскрывается роль Святого Сергия в политической жизни Руси XV-XVII вв. как незаменимого духовного помощника, но и добавленной впоследствии нижней частью, подробно изображающей события великой Куликовской битвы.
В заключение программы В.В.Горшкова рассказала посетителям музея о последних ценных находках археологических раскопок, ведущихся в Ярославле на Стрелке – месте слияния рек Волги и Которосли.
Судя по многочисленным вопросам, заданным лектору по окончании программы, эта тема вызвала живой интерес слушателей.