НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Маэстрия Пера, выставка в Третьяковской галерее.

c 21 ноября 2008 по 1 марта 2009Москва
Воробьев М.Н. Автопортрет с семьей. 1828. Бумага, галловые чернила, перо. 21,8 x 16,9.
Борисов-Мусатов В.Э. У беседки. 1904-1905. Бумага, тушь, перо. 19,1 x 14.
Васильев Ф.А. Речка. 1869-1871. Бумага, сепия, перо. 14,1 x 21,9.
Министерство культуры РФ. Государственная Третьяковская галерея. МАЭСТРИЯ ПЕРА. Выставка из фондов графики XVIII – начала XX века

Выставка «Маэстрия пера» из фондов Отдела графики Третьяковской галереи продолжает серию сменных экспозиций музея, посвященных техникам и материалам рисунка. Галерея дает зрителям редкую возможность увидеть историю рисунка пером в контексте классического русского искусства.

В данном выставочном цикле на протяжении 2004–2008 годов были показаны произведения русских художников в технике пастели и акварели (выставки «Искусство пастели» и «Магия акварели»), а также работы большого формата («Колосс графический»). Вниманию широкой публики предлагаются как признанные шедевры, так и графические листы, которые не демонстрировались долгие годы или совсем не выставлялись, зачастую не были известны даже специалистам. Речь идет об эскизах картин, театрально-декорационных решений и архитектурного убранства, а также о черновых набросках и «заметках на полях», которые можно найти в путевых альбомах или письмах художников. Выставки графики отличает еще одна особенность: они длятся не более полугода, что объясняется условиями хранения графики. Галерея стремится как можно полнее и подробнее раскрыть зрителям свои фонды, где находится весьма обширное и ценное собрание русской графики.

Выставка рисунков пером знакомит с одной из самых древних рисовальных техник, обманчиво простой в исполнении, на деле же чрезвычайно сложной. Не допуская поправок, она требует от автора предельной точности руки и обостренного чувства формы. Рисунок пером подразумевает артистичное, на пределе выразительности владение линией и штрихом. Меняя и варьируя характер штриха, нажим пера, используя размывку кистью, на черно-белом листе можно добиться большого разнообразия художественных приемов. Не случайно перовой рисунок – камертон мастерства художника – называют наиболее изысканной техникой графики, «музыкой линий и штрихов».

На протяжении столетий рисунок пером претерпел серьезную эволюцию. В разные эпохи он то обретал строгость линии и спокойную гармонию, присущую классицизму, то культивировал романтическую беглость и скоропись наброска, стремясь в штриховках передать оттенки тона, игру света и тени. В зависимости от индивидуальности художника и требований времени он либо играл вспомогательную, служебную роль, либо приобретал самоценность.

В XVIII веке умение рисовать пером входило в академический курс: тушью исполнялись копии с картин и скульптур-«антиков», фиксировалась композиция будущих полотен. Линеарный рисунок демонстрировал твердость и уверенность руки живописца, четко «проявлял» структуру замысла. Иные возможности обнаружило перо, служа рабочим инструментом художника в путешествиях и пенсионерских поездках: в ландшафтных видах особенно важными оказывались штрих, движение пера, тон сепии и бистра.

Рисунок первой половины XIX века отличает динамизм, изысканная скоропись. В эпоху романтизма незавершенность, характерная для этюда и эскиза, превращается в главное средство выразительности: оно выявляет стремление отразить бег времени, подчеркивает темперамент художника. Искусству второй половины XIX века свойственна скрупулезность в изображении натуры, внимание к деталям, проработанность и тщательность рисунка. В это время возникают специфические виды рисунка пером. Так, нацеленность передвижников на популяризацию искусства вызвала к жизни новый жанр – графические реплики с картин, необходимые для каталогов Товарищества передвижных художественных выставок. В натурных пейзажах, выполненных пером, возможно, сильнее, чем в живописных работах того времени, отразился пробуждающийся интерес к пленэру, к передаче эффектов освещения, живой игры света и тени.

На рубеже XIX–XX столетий графическая культура достигла расцвета. Возрожденный мирискусниками и символистами интерес к книжной графике и рисованной миниатюре дал импульс к развитию декоративных свойств перового рисунка. ХХ век с его культом индивидуализма принес несхожие авторские манеры: в стремлении найти собственный почерк художники активно экспериментируют с разными модификациями пера и основы, на которую наносится рисунок.

Кураторы выставки исследуют как «чистый» перовой рисунок во всем его многообразии, так и всевозможные его сочетания с другими графическими техниками и материалами, цветными и монохромными: сепией, бистром, акварелью. На примере 300 экспонатов демонстрируются различные жанры графики: академические эскизы исторических композиций, авторские реплики живописных полотен передвижников, архитектурные проекты, пейзажи, путевые наброски, виртуозные портретные зарисовки, книжные иллюстрации, эскизы театральных декораций. В числе авторов – представители классицизма и романтизма (А.Егоров, С.Щедрин, М.Воробьев, К.Брюллов, А.Иванов, Ф.Толстой), реализма (И.Шишкин, И.Репин). Проследить эволюцию перового рисунка на рубеже столетий, в Серебряный век и эпоху авангарда позволят произведения И.Левитана, В.Серова, М.Врубеля, К.Сомова, А.Бенуа, В.Кандинского, П.Филонова и других художников.

Пресс-показ – 20 ноября в 14.00

Вернисаж – 20 ноября в 16.00

Лаврушинский, 10, залы графики

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375, е-mail:

www.museum.ru/N35133
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.09.2019  x    ?  


639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка "Транспорт России. Сквозь время – в будущее" в Музее современной истории России

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

Саратовский областной музей краеведения на фестивале «Укек. Один день из жизни средневекового города»

«Тайна природы». Выставка произведений Татьяны Образцовой

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

В Сарапуле отметят 110-летие старейшего музея Удмуртской Республики

"Союз молодежи". Русский авангард 1909-1914. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности

«Улетаешь? Улетай!» - групповой проект 20 современных художников в Галерее "Нагорная"

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

"Невавилонская библиотека"

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Мертвые души» Михаила Булгакова

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru