НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Маэстрия Пера, выставка в Третьяковской галерее.

c 21 ноября 2008 по 1 марта 2009Москва
Воробьев М.Н. Автопортрет с семьей. 1828. Бумага, галловые чернила, перо. 21,8 x 16,9.
Борисов-Мусатов В.Э. У беседки. 1904-1905. Бумага, тушь, перо. 19,1 x 14.
Васильев Ф.А. Речка. 1869-1871. Бумага, сепия, перо. 14,1 x 21,9.
Министерство культуры РФ. Государственная Третьяковская галерея. МАЭСТРИЯ ПЕРА. Выставка из фондов графики XVIII – начала XX века

Выставка «Маэстрия пера» из фондов Отдела графики Третьяковской галереи продолжает серию сменных экспозиций музея, посвященных техникам и материалам рисунка. Галерея дает зрителям редкую возможность увидеть историю рисунка пером в контексте классического русского искусства.

В данном выставочном цикле на протяжении 2004–2008 годов были показаны произведения русских художников в технике пастели и акварели (выставки «Искусство пастели» и «Магия акварели»), а также работы большого формата («Колосс графический»). Вниманию широкой публики предлагаются как признанные шедевры, так и графические листы, которые не демонстрировались долгие годы или совсем не выставлялись, зачастую не были известны даже специалистам. Речь идет об эскизах картин, театрально-декорационных решений и архитектурного убранства, а также о черновых набросках и «заметках на полях», которые можно найти в путевых альбомах или письмах художников. Выставки графики отличает еще одна особенность: они длятся не более полугода, что объясняется условиями хранения графики. Галерея стремится как можно полнее и подробнее раскрыть зрителям свои фонды, где находится весьма обширное и ценное собрание русской графики.

Выставка рисунков пером знакомит с одной из самых древних рисовальных техник, обманчиво простой в исполнении, на деле же чрезвычайно сложной. Не допуская поправок, она требует от автора предельной точности руки и обостренного чувства формы. Рисунок пером подразумевает артистичное, на пределе выразительности владение линией и штрихом. Меняя и варьируя характер штриха, нажим пера, используя размывку кистью, на черно-белом листе можно добиться большого разнообразия художественных приемов. Не случайно перовой рисунок – камертон мастерства художника – называют наиболее изысканной техникой графики, «музыкой линий и штрихов».

На протяжении столетий рисунок пером претерпел серьезную эволюцию. В разные эпохи он то обретал строгость линии и спокойную гармонию, присущую классицизму, то культивировал романтическую беглость и скоропись наброска, стремясь в штриховках передать оттенки тона, игру света и тени. В зависимости от индивидуальности художника и требований времени он либо играл вспомогательную, служебную роль, либо приобретал самоценность.

В XVIII веке умение рисовать пером входило в академический курс: тушью исполнялись копии с картин и скульптур-«антиков», фиксировалась композиция будущих полотен. Линеарный рисунок демонстрировал твердость и уверенность руки живописца, четко «проявлял» структуру замысла. Иные возможности обнаружило перо, служа рабочим инструментом художника в путешествиях и пенсионерских поездках: в ландшафтных видах особенно важными оказывались штрих, движение пера, тон сепии и бистра.

Рисунок первой половины XIX века отличает динамизм, изысканная скоропись. В эпоху романтизма незавершенность, характерная для этюда и эскиза, превращается в главное средство выразительности: оно выявляет стремление отразить бег времени, подчеркивает темперамент художника. Искусству второй половины XIX века свойственна скрупулезность в изображении натуры, внимание к деталям, проработанность и тщательность рисунка. В это время возникают специфические виды рисунка пером. Так, нацеленность передвижников на популяризацию искусства вызвала к жизни новый жанр – графические реплики с картин, необходимые для каталогов Товарищества передвижных художественных выставок. В натурных пейзажах, выполненных пером, возможно, сильнее, чем в живописных работах того времени, отразился пробуждающийся интерес к пленэру, к передаче эффектов освещения, живой игры света и тени.

На рубеже XIX–XX столетий графическая культура достигла расцвета. Возрожденный мирискусниками и символистами интерес к книжной графике и рисованной миниатюре дал импульс к развитию декоративных свойств перового рисунка. ХХ век с его культом индивидуализма принес несхожие авторские манеры: в стремлении найти собственный почерк художники активно экспериментируют с разными модификациями пера и основы, на которую наносится рисунок.

Кураторы выставки исследуют как «чистый» перовой рисунок во всем его многообразии, так и всевозможные его сочетания с другими графическими техниками и материалами, цветными и монохромными: сепией, бистром, акварелью. На примере 300 экспонатов демонстрируются различные жанры графики: академические эскизы исторических композиций, авторские реплики живописных полотен передвижников, архитектурные проекты, пейзажи, путевые наброски, виртуозные портретные зарисовки, книжные иллюстрации, эскизы театральных декораций. В числе авторов – представители классицизма и романтизма (А.Егоров, С.Щедрин, М.Воробьев, К.Брюллов, А.Иванов, Ф.Толстой), реализма (И.Шишкин, И.Репин). Проследить эволюцию перового рисунка на рубеже столетий, в Серебряный век и эпоху авангарда позволят произведения И.Левитана, В.Серова, М.Врубеля, К.Сомова, А.Бенуа, В.Кандинского, П.Филонова и других художников.

Пресс-показ – 20 ноября в 14.00

Вернисаж – 20 ноября в 16.00

Лаврушинский, 10, залы графики

Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375, е-mail:

www.museum.ru/N35133
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.02.2020  x    ?  


Фотовыставка «Аркаим – Страна городов: пространство и образы» в Саратовском областном музее краеведения

Выставка Лианы Эль-Сафади "Узоры и квадраты"

"Мастерская костюма" в Театральной галерее на Малой Ордынке

Выставка Анны Останиной "Сверчок и Колесо"

Онисим Клер. К 175-летию со дня рождения

Праздничная программа "Для матросов есть вопросы" во "Вселенной Воды"

Фотовыставка «Дайсаку Икеда. Диалог с природой» в станице Каргинской

Вышел в свет альбом «Исаакиевский собор в фотографии. Вторая половина XIX– начало XX века»

Работы П.К. Клодта. К завершению реставрации

Традиционная выставка авторской куклы "Кукольный дворик-2020"

XХVI Царскосельская научная конференция "Триумф Победы в зеркале искусства"

Выставка «Между небом и землей»

Татьяна Чернова. Выставка "Под небом голубым"

Выставка "В царстве Морфея" в Дарвиновском музее

«Легко ли быть молодым?» - выставка студентов и выпускников мастерской Игоря Мухина

Новые приобретения пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село»

Выставка Зураба Церетели «Форма и цвет. Объёмная эмаль. Малая пластика» в «Шолохов-Центре»

В пространстве света

Франк Гаудлиц, Амели Лозье. Лицом к лицу

Выставка одной картины Г.В. Горевого в музее художественной культуры Новгородской земли

В дни школьных каникул аквариальная Зоологического института РАН вновь откроет свои двери для посетителей

Выставка «Искусство шоколада»

Владимир Мигачев. Пустота

Выставка Татьяны Нешумовой «На крыльях не своих…»

Древности музея «Тапан» в Эрмитаже

Выставка Игоря Панова "Линия творчества" в Самарском областном художественном музее

Выставка "Мундиры и судьбы" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Новая видеоэкскурсия "Многообразие жизни на Земле" в Дарвиновском музее

Выставка "Волшебная кисть Елизаветы Бём"

Персональная выставка Светланы Шубниковой «Пробуждение»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru