О празднике Рождества в глине и о том, как ревность превращает голову возлюбленного в вазу для цветов, расскажет выставка в Российском этнографическом музее.
В пятницу, 17 октября, в Российском этнографическом музее (РЭМ) открылась выставка "Керамика и традиционное искусство Сицилии". Более 60 керамических ваз и рождественских фигурок, возраст которых превышает порой три-четыре столетия, в рамках выставочного проекта "Мост в Европу" привезли в Петербург сотрудники Региональной галереи Дворца Белломо (Сиракузы).
- Сейчас, когда европейские культуры идут на сближение, стремятся лучше узнать друг друга, как никогда важно наглядно продемонстрировать их корни, их традиции, историческую преемственность, - говорит сотрудник отдела внешних связей РЭМ Павел Лисицын. - Культура Сицилии в этом смысле очень показательна: ее географическое положение, сделавшее остров своеобразным мостом между Европой и Африкой, позволило под влиянием Древней Греции и Рима, Византийской империи, арабов, европейцев (норманнов, анжуйцев, испанцев) создать и сохранить богатейшее культурное наследие, в том числе и в искусстве керамики. Так, ранние образцы гончарных изделий, найденных на Сицилии, датируются концом VII – началом VI тысячелетия до нашей эры. Позднее, с появлением на острове греческих колоний мастера-вазописцы стали подражать расписной керамике метрополии, в особенности аттическим образцам. Арабы, захватившие Сицилию в 827 году, передали местным мастерам свою технику покрытия изделий непрозрачной оловянной глазурью. И в дальнейшем завоевания обогащали культуру острова, привнося в искусство керамики новые формы, материалы и элементы декора. Секреты производства керамики на Сицилии, как и искусство управления светом и цветом, передаются из поколения в поколение во многих ремесленных центрах от Кальтаджироне до Бурджо, от Сан Стефано ди Камастра до Шакки. Особый дар сицилийских мастеров кроется в умении простыми средствами - с помощью двух-трех красок, быстрой и четкой линии, нескольких мазков - создать живой и выразительный образ. Керамика отражает традиции и приметы острова, становясь продолжением легенд или обзаводясь собственными. В частности, на выставке в РЭМ можно увидеть созданную в Кальтаджироне неизвестным мастером вазу для цветов в виде головы мужчины (XVII век). Черные глаза, изогнутые усы, головной убор, украшенный лентой и двумя нитями жемчуга - так на керамических изделиях традиционно изображались мавры. Разумеется, есть и легенда о том, почему сосудам для цветов придают такую форму - повествование о ревнивой красавице из Кальсы, арабского квартала Палермо, которая, узнав об измене возлюбленного-мавра, отрезала ему голову и сделала из нее вазу. Впрочем, создавались на Сицилии и вазы в форме женской головы (их тоже можно увидеть на выставке), и связывали их появление уже с легендой о неверной возлюбленной. Значительную часть экспозиции, подготовленной Региональной галереей Дворца Белломо, составляют сицилийские рождественские фигурки - как отдельные, так и групповые, созданные в Кальтаджироне в XVII-XIX веков. Лица и одеяния фигурок выполнены со скрупулезной проработкой деталей и красок - от старушки, несущей корзинку с яйцами, до всадника в дорогой одежде и с почти настоящим (некерамическим) мечом в руках. Каждый персонаж является частью истории о Рождестве и не только о нем. Так, статуэтка мавра в свободных восточных одеждах не только воскрешает в памяти эпизод с поклонением волхвов, но и становится воплощением многонациональности и межэтнической терпимости населения острова. Особое место на выставке занимает экспонат, к керамике отношения не имеющий. Это восковая фигурка, созданная в XIX веке и изображающая младенца Иисуса - свидетельство долгой сицилийской рождественской традиции, особенно характерной для Сиракуз, где уже в XVII веке существовала мастерская Гаэтано Джулио Дзуммо, в которой создавались рождественские восковые статуэтки и действовал Театр суеты, представлявший анатомические фигуры из воска. Стремясь полнее показать преемственность народного творчества, организаторы дополнили экспозицию работами современных сицилийских художниц: Анна Гилло, Барбара Дюран, Бенедетта Боники, Кьяра Раппачини, Клаудиа Черво, Паола Гандольфи, Лела Пупилло, Матильда Балатрези, Роселла Леоне в своих полотнах и инсталляциях не только обращаются к истокам культуры Сицилии, но и размышляют о роли женщины в искусстве – от музы живописцев прошлых веков до современной женщины-творца.