Наши русские немцы. ХХ век. Сергей Эйзенштейн, Ариадна Арендт, Оттон Энгельс, Андрей и Борис Кноблоки.
Кажется, совсем недавно, преодолевая запреты, установленные советской властью, пробиваясь через невзгоды «революционных преобразований» и ужасы мировых войн, творили удивительные художники, чьи произведения Галерея на Солянке рада сейчас представить зрителям. Из сотен – наследия лишь пятерых. Их творчество, талант, художественное чутье, энциклопедические знания, их мужество и гражданская стойкость, национальная индивидуальность проявились особенно ярко и оставили заметный след в истории искусства ХХ века. В какой бы области культуры они ни работали, везде их мастерство и творческий гений утверждали неповторимость человеческой личности и силу ее духа. Благодаря их поискам и бесстрашным экспериментам создавалась яркая ткань времени, высокое художество, формировалось свободное сознание и поддерживалось достоинство.
Экспонируемые коллекции – часть большого наследия выдающихся художников Ариадны Арендт, Бориса и Андрея Кноблоков, Сергея Эйзенштейна, Оттона Энгельса. Их произведения чудом сохранились до наших дней благодаря внимательному отношению родных или жертвенной чуткости друзей. Надеемся, ценители искусства будут рады знакомству с ними и откроют для себя неизвестные страницы истории России.
Ариадна Александровна АРЕНДТ (1906 – 1997) Выдающийся скульптор. Родилась в Симферополе в семье врачей. Ее прадед Андрей Федорович, брат лейб-медика Николая Федоровича Арендта, поселился в Крыму двести лет назад. Училась в Симферопольской гимназии, с 1923 по 1926 год – в Симферопольском техникуме изобразительных искусств. В 1928 году поступила в Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в Москве, после его расформирования (1930 г.) и в связи с переводом отделений живописи и скульптуры в Ленинград, в Академию художеств, продолжила учебу там во вновь созданном Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Окончила его в 1932 году. Создала более 70 портретов , десятки композиций, жанровых, декоративных и графических работ. Ее произведения находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и во многих других музеях России и за рубежом.
Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН (1898 – 1948) Режиссер, художник, теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939). С 1920 в Москве работал заведующим декорационной частью Театра Пролеткульта, преподавал в его режиссерских мастерских. В 1921-1922 гг. учился в Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. Первая самостоятельная работа - спектакль «Мудрец» по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) – агитобозрение с элементами цирка и мюзик-холла. С 1924 г. в кино. Поставил фильмы: «Стачка» (1925), «Броненосец “Потемкин”» (1925), «Октябрь» (1927, совместно с Г.В. Александровым), «Александр Невский» (1938). Этапом в развитии исторического фильма стала кинотрагедия «Иван Грозный» (первая серия – 1945, вторая серия – выпуск 1958). В 1940 году поставил оперу «Валькирия» Р. Вагнера в Большом театре. С 1932 преподавал во ВГИКе (с 1937 – профессор). Уже после смерти Эйзенштейна были выставлены и опубликованы его рисунки, обнаружившие в нем яркий талант выдающегося графика.
Оттон (Олег) Васильевич ЭНГЕЛЬС (1880 – 194 ? ) Родился в 1880 году в Москве. Был учеником Федора Рерберга. Член товарищества московских художников, участвовал в его выставках с 1913 по 1924 год. Член Союза русских граверов. С 1925 по 1928 год показывал свои рисунки на выставках «Искусство движения»; в 1929 году созданные им экслибрисы демонстрировались на выставке произведений советских художников в Лос-Анжелесе (США). В это же время активно сотрудничал с «Кореологической лабораторией», которая была создана в качестве «эксперимента» Российской Академией художественных наук. Уделял внимание изображению обнаженного тела в традиции свободного танца. Выразительная техника, точность в показе движений человека, эмоциональности танцоров, характерных особенностей исполнителей отличают все его рисунки. После закрытия Российской Академии художественных наук в 1930 году Оттон Энгельс был арестован (очевидно, по делу участников так называемого антисоветского заговора составителей русско-немецкого словаря) и погиб в сталинских лагерях.
Борис Георгиевич КНОБЛОК (1903 – 1984) Известный театральный художник, выдающийся график, лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился 6 апреля 1903 года в Москве в семье банковского служащего. Род Кноблоков известен в Саксонии с 1470 года, в России его предки обосновались в ХУ111 веке. Мать Б. Кноблока – Надежда Генриховна, урожденная Симис, была дочерью состоятельного портного. В 1913 году Борис поступил в гимназию, которую из-за событий Первой мировой войны и революций 1917 года окончил только в 1919. В 1920 – 26 гг. учился в частной школе – студии В.Н. Яковлева и П.М. Шухмина. В 1927 – 1933 годах служил в Красной Армии в 1-й отдельной кавалерийской бригаде. В 1934 – 1937 гг. был главным художником Реалистического театра, которым руководил режиссер Н. П. Охлопков. В 1938 оформил спектакль «Кочубей» А. Первенцева и Н. Охлопкова в Московском Камерном театре. В 1941 – 1944 годах Борис Кноблок – главный художник Малого театра. Работал как художник кино («Светлый путь» Г. В. Александрова, 1940 г.) В 1948 -1963 гг. – главный художник Центрального детского театра. Оформлял ряд эстрадных спектаклей и представлений, был главным художником при подготовке и проведении VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году.
Андрей Борисович КНОБЛОК (род. 1938) Родился в 1938 году в Москве. В 1963 г. окончил факультет живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Работал художником-постановщиком в театрах Москвы, Петрозаводска, Казани и других городов. Член МСХ с 1966 года. В 1989 г. присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев в России и за рубежом.