В Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева (Владивосток, ул. СветланскаяЮ 20) в рамках продолжающейся выставки «Искусство чжурчжэней: в круге мифа» представлена новая коллекция – «Нэцкэ ХIII в.».
Нэцкэ представляет собой небольшую скульптурку с отверстием в центре, через которое пропускался шнурок. У чжурчжэней нэцкэ появляются на памятниках ХIII в., до этого периода подобные скульптурки на территории Приморского края не обнаружены.
На выставке будут демонстрироваться нэцкэ с изображением животных, млекопитающих, птиц, рыб и цветов.
Музейная выставка «Искусство чжурчжэней: в круге мифа» является совместным проектом Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН и Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева.
На выставке представлены коллекции и материалы многолетних археологических экспедиций Института истории ДВО РАН.
Уникальные находки, бывшие свидетелями краткой поры расцвета и блистательных военных побед средневекового народа, заменили современным исследователям летописи. Среди них наиболее выразительны и информативны украшения.
Элитные украшения из камня создавались на заказ и были доступны лишь состоятельным слоям населения. Эти дорогостоящие находки малочисленны по сравнению с сотнями аналогичных по форме и назначению изделий из металла. Более многочисленны украшения из стекла, бронзы, серебра и др. Ученые предполагают, что существовал определенный художественный стандарт, поскольку стеклянные изделия зачастую точно повторяют форму металлических.
На Шайгинском городище, расположенном на территории Партизанского района Приморского края, исследователями обнаружено около 80 % всех известных на данный момент украшений из камня. Эти находки, а также инструменты чжурчжэньских ремесленников-ювелиров, печати, культовые скульптуры представлены на выставке.
Коллекция включает также металлические элементы богато орнаментированных, а зачастую и инкрустированных, наременных гарнитуров, позволяющие реконструировать чжурчжэньские пояса. Символ власти и богатства, высокого социального или военного ранга владельца, позднее – символ войны, пояс отождествлялся с Кругом – Вселенной, обладал магической силой. Часто пояса украшались стилизованными изображениями животных - тигра как олицетворения воинской доблести, дракона как оберега от злых сил.
Удивительные произведения средневековых кузнецов и ювелиров - свидетельство не только технического совершенства, но и тонкого художественного вкуса ремесленника.
Исследователи до сих пор не раскрыли все тайны чжурчжэньских мастеров. Может быть, вы проникните в сокровенный смысл посланий исчезнувшей цивилизации средневековья.