В выставочном зале в Толмачевском переулке Третьяковская галерея представляет выставку Валентина Окорокова "Предмет и вне предмета: 1920-1970-е".
Валентину Михайловичу Окорокову (1891-1974) судьба предоставила большую творческую жизнь. Обучаясь в техническом вузе, он понял, что хотел бы заниматься изобразительным искусством. Но специального образования Окороков не получил, Первая мировая война и революция оторвали молодого художника от творческих задач. По возвращении в Москву он стал работать в мастерской В. Татлина, был знаком с А. Родченко и К. Малевичем. Многие художники полагали, что политическое переустройство страны, декларируемые свободы касаются и изобразительного искусства. Послереволюционное время было расцветом экспериментальной живописи. Но довольно быстро политическая свобода приобрела совсем иные формы, и в искусстве стал допустим только один официальный стиль.
Авангардное искусство не позволяло содержать Окорокову семью, он был женат, родилось две дочери. Для художника, который не может высказывать свои мысли, остается один путь - иллюстрировать чужие. В середине 1920-х годов Окороков оканчивает курсы художников-графиков и поступает на работу в издательство. Основная часть изданий выходила в черно-белом исполнении, так работал и Окороков. Многие его сослуживцы и не предполагали, что в свободное время художник много писал в цвете. Но даже среди домашних Окороков почти не находил поддержки в творческих экспериментах.
Работы художника выставлялись, у него были персональные выставки, Окороков участвовал в больших сборных выставках. Несколько показов было организовано и после смерти художника. Но, скорее всего посетители Третьяковской галереи впервые познакомятся с творчеством Окорокова. Художник вел скромную жизнь, показывал свои работы только близким друзьям, единомышленникам. А таких было немного. Художник не достиг славы и известности, возможно, он и не стремился к ним.
В 1959 году Окороков поступил в студию Э. Белютина. В студии молодых художников, которые развивали актуальное искусство, Окороков был на полвека старше основной части учащихся. Если студийцы стремились возродить утраченный авангард, то Окороков продолжал авангардную линию ту самую, которая начиналась с Малевичем, Татлиным, Родченко. Но он никогда не афишировал своей причастности к первой волне авангарда.
Несмотря на то, что экспериментальное искусство на слуху, оно сложно для восприятия для зрителя. На выставке представлены как абстрактные композиции Окорокова, так и работы, где среди многоотеночных мазков посетитель сможет распознать образы, которые художник как бы отодвинул на второе дно картины. Среди бесфигуративных работ, есть и совершенно определенные и узнаваемые. "На косогоре" (1960) в холодном закатном воздухе синеют домики на бугре, и спускаются сизые нитки грядок огородов. Возможно гуашь выполнена в Абрамцеве, куда переехала студия Белютина. В темпере "Сирень" (1960) цветущие кусты отбрасывают малиновое марево на деревенский домик. У многих работ Окорокова поэтические названия: "Звенящий вечер" (1960), "Слушает цвет вишен", "Березовый фронт", "Жемчужные грезы", "Рокот потока" (все 1961). Все же художник не может себя посвятить только абстрактному искусству, в работах Окорокова угадываются фигуры балерины в саду в "Зное" (1960), женский образ в "Празднике" (1963), "Беседе с морем" (1965). Произведения художника как бы говорят в полголоса - "Подруги" (1968), "Одетая солнцем" (1965), "Беседа (Воробьево)" (1967).
Зачастую мы живем в окружении стереотипов. Можно сказать: авангард сложно понять. Можно прийти на выставку и посмотреть, что искусство может быть разным.
К выставке подготовлен фундаментальный каталог (Н. Трегуб)