О славянской, финской и азиатской «джинсе» XIX века расскажет выставка в Российском этнографическом музее.
24 июня в 16 часов в Российском этнографическом музее (РЭМ) в рамках проекта Антропология вещи” откроется выставка “Этноджинс: все оттенки индиго”. Также, в день открытия выставки на экспзиции состоится выездное заседание XI международной научно-практической конференций «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии», что позволит современным дизайнерам подробно изучить исторические и технологические особенности “джинсовой одежды” из коллекции Российского этнографического музея. - Если присмотреться к традиционным костюмам разных народов, в том числе и тех, что населяли территорию Российской империи, - говорит одна из кураторов проекта Ольга Калашникова, - выясняется, что «народная джинса» существовала и до своей материализации в 1853 году на восточном побережье Америки. Джинсовая ткань, прежде всего, - это ткань из плотного хлопка, который окрашен естественным красителем "индиго" в насыщенный синий цвет. Поэтому ни в коей мере не претендуя на использование легендарного бренда «джинсы», в нашем проекте мы рассказываем об этой текстильной традиции у народов России и сопредельных государств от западных границ до Дальнего Востока. Рабочие штаны из коричневой парусины, созданные в 1853 году американцем Леви Стpауссом и положившие начало джинсовой традиции в современной моде, разумеется, заметно отличались от последующих изделий из денима (ткани "из Нима"). Но за эти полтора столетия прочно утвердился образ джинсовых изделий как вещей из грубоватой ткани синего цвета. Именно этот признак, по словам Ольги Калашниковой, и был положен в основу идеи о «джинсовом стиле» в традиционной культуре.
Из плотной хлопковой ткани определенной фактуры (саржевое либо полотняное переплетение) два и более столетия назад на территории Российской империи шили предметы народного костюма, аксессуары, элементы интерьера. А визуальное сходство со знакомыми всем современными джинсами обеспечивают натуральный краситель «индиго», известный человечеству более 4 тысяч лет, и его искусственный аналог, созданный в 1882 году немецким химиком Адольфом Байером. У каждого народа существует собственная история использования индиго. В культуре тюркских народов синие одежды часто становились облачением в переходных обрядах жизненного цикла: будь то похороны или свадьба. Конопляные и льняные ткани синего цвета прочно утвердились в культуре славянских и финно-угорских народов. Из «синюхи» шили и будничную, и праздничную одежду, аксессуары. Издавна известны и набивные ткани синего цвета. В свете идеи «этноджинс» артефакты XVIII-XIX веков – одежда, скатерти, занавеси – вполне соотносятся с современными набивными рисунками - набойками (Prints) на дениме.
Непрочность окраски (натуральный индиго не слишком прочный краситель) приводила к неизбежным потертостям на тканях, что еще больше добавляет костюмам двухвековой давности сходства с самой демократичной – и в то же время, самой культовой – современной одеждой. Тем более, что лозунг некоторых производителей джинсовых вещей звучит примерно так: "Чем дольше носишь джинсы, тем лучше они выглядят".
Проект «Этно Джинс: все оттенки индиго» состоит из двух этапов. В рамках первого, в экспозиционых залах РЭМ состоялась фотосессия, во время которой молодые научные сотрудники музея демонстрировали предметы традиционного народного костюма в сочетании с моделями последних сезонов марок сектора luxury (Chanel, Louis Vuitton, Herme`s), а также Levi’s и Calvin Klein Jeans. Эти фотоматериалы вошли в экспозицию выставки, открываемой 24 июня. В основу проекта “Этноджинс: все оттенки индиго” положена идея о том, что «Традиционное – материально, современное - виртуально», таким образом, на выставке можно будет увидеть джинсовые детали будничного и праздничного народного костюма, элементы убранства помещений, аксессуары, набойные доски, используемые при изготовлении узорчатых тканей и другие предметы.
Выставка продлится до декабря 2008 года и завершится серией круглых столов, в которых примут участие специалисты по истории костюма, модельеры и дизайнеры. Темы дискуссий : «Космос», «Два не цвета и один - красный», «Экстрим – вчера, сегодня, завтра», «Этно Джинс – наши Джинсы». Инициаторы проекта надеются, что подобный аспект показа вещи в культуре станет для посетителей выставки не только занимательным, но и познавательным. Возможно, текстильная коллекция музейных памятников всех оттенков индиго подарит оригинальные идеи и даст новый толчок для развития российских джинсовых брендов.
Контакт: Инна Карпушина, т. (812) 966 59 68