Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Российская академия художеств, Московский музей современного искусства, Новый Манеж при поддержке Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО представляют - БОРЬБА ЗА ЗНАМЯ Советское искусство между Троцким и Сталиным 1926-1936
Куратор проекта: член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат искусствоведения Екатерина Деготь «Совершенно новый взгляд на советское искусство, который ставит его в мировой контекст»
«Советское искусство – новаторское и демократичное» «Советское искусство как в высшей степени актуальное»
Советское искусство – это не только изображения детей, благодарящих Сталина за свое счастливое детство. Было в нашем прошлом время, когда история еще была драмой с открытым финалом, вопрос «кто подхватит знамя Ленина?» не был решен, и не было известно, куда пойдет СССР – к демократии или диктатуре, откроется «мировой революции» или замкнется на поклонении вождю.
Выставка впервые выделяет именно этот период нашей истории, особенно период «культурной революции» 1928-1932 годов. Именно в этот момент взоры всего мира были обращены к России, и слова «свой путь» были всем понятным и всеми разделяемым лозунгом. В центре внимания выставки – политически левое, антибуржуазное советское искусство, «советский модернизм», по духу очень близкий западному, но по языку глубоко оригинальный. Это искусство короткого периода между авангардом и сталинским реализмом. Искусство этого времени удивительно современно и близко политически и социально ориентированным концептуальным проектам наших дней. На выставке представлены сенсационные работы, совершенно не известные даже специалистам, – фотомонтаж, живопись гигантских масштабов, фотография, архитектурные проекты, плакат, скульптуры массовых действ, кино. Это было искусство общественных пространств и коллективных творческих методов, его производство и потребление были подчинены совершенно иным законам, нежели искусство сегодняшней экономической реальности. В экспозицию включено около 250 работ более чем ста авторов. Главные фигуры выставки – Александр Дейнека, Исаак Бродский, Александр Самохвалов, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Александр Лабас, Борис Игнатович, Казимир Малевич и другие авторы. Открытиями станут работы Бориса Голополосова, Георгия Рублева, Бориса Цветкова и других еще недостаточно известных художников.
Выставка включает произведения из собрания Музейно-выставочного центра РОСИЗО, с 1939 года ни разу не показывавшиеся в России, а также работы из запасников Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Волгоградского музея изобразительных искусств, Пермской государственной картинной галереи и других музеев.
Также будут представлены вещи из частных собраний. В центре выставки – реконструкция одного из шедевров той эпохи – фотоколлажа Эль Лисицкого и Сергея Сенькина «Пресса», выполненного для международной выставки в Кельне (1929). Специальная программа кинопоказов подготовлена Госфильмофондом РФ. К выставке будет издан красочный каталог объемом около 350 страниц, в котором научные статьи будут соседствовать подробной хроникой событий эпохи и с чрезвычайно интересными даже для массового читателя биографиями 115 авторов, которые передают весь сложный дух того времени.