Каждый музей, от столичного до N-ского, стремится изыскать ресурсы для расширения спектра музейных предложений в области развития и популяризации культурного и исторического наследия. Как правило, ресурсами являются результаты научно-исследовательской работы музея. Сами по себе результаты прекрасны только для исследователей и сочувствующих им людей, недостаточная репрезентативность и аттрактивность материалов не способствует привлечению внимания зрительской аудитории и развитию какого либо устойчивого интереса к музейным проектам.
Задачи Сургутского краеведческого музея заключались в разработке и внедрении зрелищных мероприятий для разных возрастных категорий посетителей, в основу которых положены результаты научных исследований, а также в выявлении общих причин, отрицательно влияющих на восприятие музея посетителем. Причины эти обозначены особенностями городской среды:
1) Основное население города – молодежь, средний возраст сургутян - 35 лет. Это уже третье поколение жителей, воспитанных в условиях интенсивно развивающегося города. Его становление пришлось на середину и конец прошлого века, когда основу жизни составлял ударный труд, высокий заработок и надежа на скорый отъезд в родные пенаты. Стройка нефтепроводов, ГРЭС, домов, больниц, школ стала определяющим понятием Сургута и многих других городов Среднего Приобья. Все это время социальная жизнь находилась на стадии становления. На протяжении почти полувека юные сургутяне были практически лишены того, что принято называть интеллектуальным досугом. Отсюда и слабое представление о том, что можно увидеть в музее. Не знавшие «музейной экзотики» родители не могли рекомендовать или просто показать ее свои детям, поэтому сегодня музею требуется много усилий для преодоления сложившихся стереотипов.
2) Город, не смотря на свой почтенный возраст (основан в 1594 г), является новостройкой. Это чистый, светлый и совершенно современный город. Сохранился только один дом XIX в., значит, молодежь не имеет даже привычки «видения» и «наблюдения» объектов прошлого, и чем это прошлое дальше, тем сложнее его себе представить.
В 2002 году в Сургутском краеведческом музее стартовал долгосрочный проект популяризации историко-культурного наследия под названием «Переоткрытие времен». Идея проекта: «Вчера, позавчера и очень давно, или что может показать музейная реконструкция» определяет его основные хронологические и тематические разделы.
Важнейшим условием работы в рамках проекта было создание качественного музейного продукта, ориентирующего посетителей на современный, высокий уровень музейных предложений. Такая постановка задач и требований, как нам кажется, не только позволяет формировать эстетические представления и предпочтения, но и, возможно, сыграет роль в развитии патриотических настроений.