Музей хрусталя им. Мальцовых… Его называют лучшим в России и одним из самых замечательных в мире. 15 мая он отмечает свое 25- летие.
1983 год. На открытие Музея хрусталя в Георгиевском соборе собрался весь Гусь-Хрустальный. Восемь лет здесь велась реставрация, рождалась уникальная экспозиция. Люди восхищались, говорили добрые слова. Помню, корреспондент центрального телевидения Владимир Андреевич Привезенцев делал репортаж об этом событии, но его зрители так и не увидели. Председатель телерадиокомитета тов. Лапин наложил на сюжет вето: «Нечего пропагандировать церковные здания. А хрусталя в стране не хватает…". Но даже это не смогло омрачить праздника, потому что слишком трудно и долго мы к нему шли.
1903 год. Фабричный поселок Гусь-Хрустальный был украшен величественным Георгиевским собором, сооруженным по заказу и на средства мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Сам Бенуа писал: "В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений". Для оформления собора Юрий Степанович пригласил В.М. Васнецова. Нечаев-Мальцов убеждал художника совершить поездку в Италию, чтобы "вдохновиться Микеланджело и Рафаэлем" перед началом работы над "Страшным судом". Но Васнецов отказался: "Не следует ли, скорее, избегать их видеть, чтобы не поддаться чарам этих великих чародеев в мире образов?".
Восемь лет жизни – с 1896 по 1904 годы – Васнецов посвятил художественному оформлению Георгиевского собора. В Москве при Историческом музее был выстроен специальный павильон для работы над огромным полотном "Страшный суд" – 700 х 680 см.
Для гигантского мозаичного панно "О Тебе радуется, Благодатная!" в алтаре Виктор Михайлович создал живописный эскиз в натуральную величину – 10 на 18 метров, изображение набиралось в Петербурге известным мозаичистом В.А. Фроловым. Мозаика была установлена в соборе в конце 1902 года, а остальные картины были закончены в 1904 году, но попали в собор значительно позднее. "Страшный суд" экспонировался в Историческом музее. Вызвал огромный интерес у публики и многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Вот отзыв о картине в "Художественных сокровищах России" за 1905 год: "Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное – наши старые, московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
"Страшный суд" и картины для приделов "Распятие", "Сошествие во ад", "Евхаристия" с триумфом экспонировались в Петербурге, затем снова в Москве, и только в 1910 году, после трех выставок, картины наконец-то оказались в интерьере, для которого создавались.
К сожалению, не сохранилось достойных фотографий интерьера собора в ту пору, но можно представить все его величие. Между черными колоннами из лабрадорита висели хрустальные люстры, бронзовые паникадила художественной работы, иконостас в бронзе с эмалью, сверкающее мозаичное панно в алтаре, огромные живописные полотна… Однако совсем близко был 1917 год…
После Октябрьской революции административный отдел губисполкома свидетельствовал: "В 1923 году у рабочего населения города возникла мысль о необходимости закрытия Георгиевского храма как более подходящего под условия использования такового для культурно-просветительных целей… Церковные ценности реализованы в Госфонд, в доход казны. Сам по себе Георгиевский храм никакого исторического значения не имеет…" Организация Дворца труда потребовала "переустройства" храма: разобрали шатровую колокольню, пирамидальную крышу, барабаны и изящные главки с белокаменными кокошниками… В соборе появилась крыша на четыре ската. Мощные перекрытия разделили пространство храма на два этажа. Во Дворце труда разместились: кинотеатр, швейная учебная мастерская, библиотека. Бронзовые паникадила и колокола ушли на переплавку, исчез без следов иконостас, из десяти хрустальных люстр чудом уцелела одна. А картины были отправлены во Владимирский музей и размещены в Успенском соборе, где в ту пору находился антирелигиозный музей.
О состоянии произведений в это время можно судить по письму М.В. Нестерова к П.И. Нерадовскому: "Дорогой Петр Иванович! Пишу Вам под живым впечатлением только что слышанного: из Владимира (на Клязьме) вернулись двое молодых художников и рассказали мне следующее: в соборах Дмитриевском и Успенском они видели картины Виктора Михайловича Васнецова – "Страшный суд", "Сошествие во ад" и, кажется, "Похвала Богородице"… "Страшный суд" – накатанным на большую жердь, разорванным более чем на аршин внизу и наскоро зашитым бечевой (до того он был сложен несколько раз и на сгибах потерся)… Две другие картины… валяются в другом соборе… Быть может, вам удастся спасти, пока еще не поздно, эти вещи от полной их гибели, взяв их в Русский музей…".
В 1933 году картины собиралась взять Третьяковская галерея, но передача не состоялась. В 1935 году они были отправлены в Центральный Антирелигиозный музей в Ленинград, за исключением "Страшного суда". Вероятно, вплоть до 1944 года картина находилась в Георгиевском приделе Успенского собора, когда храм был возвращен верующим. Затем, накатанное на вал, полотно хранилось в фондах Владимирского музея. Как оказалось, перед этим была проведена грамотная профилактическая заклейка папиросной бумагой, что помогло спасти полотно от дальнейшего разрушения. Кто ее произвел? Возможно Николай Петрович Сычев – бывший директор Русского музея, отбывавший после ареста ссылку во Владимире с 1941-го по 1953 год. По легенде, услышанной от сотрудников Владимирского музея, заклейка происходила на площади Свободы – не нашлось такого большого помещения, где можно было развернуть полотно "Страшного суда".
Только в 1973 году из Георгиевского собора выехали кинотеатр, библиотека и музыкальная школа, конторы и многочисленные склады. Начались масштабные реставрационные работы по проекту архитектора Владимирской реставрационной мастерской Киры Сергеевны Лимоновой. А музей-заповедник приступил к организации реставрации "Страшного суда". О сложных перипетиях, возникавших в ходе этой работы, стоит рассказать подробно.
Идею этого проекта поддержал министр культуры РСФСР Юрий Серафимович Мелентьев – без его помощи наши предложения остались бы прекрасными мечтаниями. Приказом по Министерству была создана авторитетная комиссия из ведущих специалистов Реставрационного Центра имени Грабаря. Волнующий момент наступил, когда в декабре 1979 года в Крестовую палату Суздальского Кремля внесли огромный вал и начали очень осторожно раскручивать. В «дефектной ведомости» тогда было отмечено: состояние картины очень тяжелое – более семидесяти проколов, многочисленные прорывы и разрезы краев, в нижней части разрыв шириной 2 см и длиной 112 см, ткань холста провисла, утраты авторской живописи – 15 %. Стоимость реставрации – 220 тысяч рублей! (годовой бюджет музея-заповедника в этот год составлял 180 тысяч).
И все-таки Ю.С. Мелентьев дал добро! Реставрацию поручили бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста Александра Яковлевича Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры полотна определили и выбор места проведения реставрационных работ – в Екатерининском дворце Царского Села.
Картина была выполнена на целиковом холсте плотного переплетения французской фирмы. Холст находился в плачевном состоянии, его предстояло «дублировать». Но ткань такой ширины – 7 метров – в Союзе просто не выпускали. А шов был более чем нежелателен. И вдруг – фантастическое везение! В 1977 году к юбилею Октября в Иванове установили специальный станок и по приказу первого секретаря обкома изготовлен холст для создания диорамы, посвященной Иваново-Вознесенской стачке. Совершенно случайно, заговорив о своих проблемах с директором Ивановского музея Еленой Григорьевной Горбуновой, мы узнали, что у них остался кусок холста – именно 7 метров!
Во времена повального дефицита для реставрации нам помогли достать и 40 кг натурального меда, и 12 кг осетрового клея… Реставрация, начавшаяся 13 августа 1981 года, была закончена 20 мая 1983 года. Президент Академии художеств СССР Б.С. Угаров, возглавлявший комиссию по приемке работ, тогда произнес: "Сегодня большой день в истории русской живописи – возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова". 13 июля 1983 года – ровно через 60 лет – картина вернулась на свое место в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального!
И снова удача! Нам стало известно, что с начала XIX века на хрустальном заводе хранились старинные изделия, переложенные стружкой, – без описи, без регистрации: ящик на ящике, очень тяжелые, из самых обыкновенных досок (как уцелели эти ящики во время революции и в более поздние времена?) А так как наша коллекция – 3370 предметов – в основном состояла из изделий современных мастеров, я обратилась к директору хрустального завода Г.В. Савоничеву – с просьбой передать ящики в музей-заповедник. Сколько же было удивления и радости, когда на письме появилась виза: "Не возражаю, согласовать с Министерством". Министерство дало добро.
Перевезли ящики в музей, толком не зная, что в них: вдруг никчемные заготовки? Пригласили комиссию, в составе которой была большой знаток стекла, сотрудник ГИМа Нина Александровна Ашарина. Начали вскрывать ящики… В них были бесценные сокровища – изделия старинных гусевских мастеров. Всего 5236 предметов!
К созданию музея мы приступили с тревогой и сомнениями: как в поражающем масштабностью интерьере собора выстроить экспозицию, чтобы не потерялись хрупкие и изящные произведения из хрусталя. Идею подсказали впечатления от давно увиденного Музея Баккара в Париже. Изделия фирмы – на зеркальном подиуме, сверкающем, как река в солнечный день. Художник Леонтий Владимирович Озерников "развил" эту мысль – наш подиум не только выигрышно представил экспонаты, но и решил проблему освещения собора – его мягкое сияние озарило все пространство.
Свыше трех с половиной тысяч экспонатов демонстрируется в музее. Старые и современные – они рассказывают об истории русского стеклоделия, звучат гимном таланту гусевских мастеров.
Сегодня в Георгиевском соборе вовсю кипит культурная жизнь: ежегодные фестивали «Хрустальная лира», выставки, занятия с местными школьниками и экскурсии для многочисленных туристов… Кто побывал в Музее хрусталя однажды, обязательно вернется вновь. Потому что здесь, по выражению В.В. Путина, – «Уникальный музей, уникальные люди!»
А.И. Аксенова,
Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Юбилейное торжество состоится 15 мая в 13.00 в Георгиевском соборе Гусь-Хрустального.
В программе:
- поздравления именинника
- концерт Академического хора "Распев" п/у Колесниковой
- открытие выставки "Здесь истории, искусства, просвещения очаг..."