Для Петербурга буддизм не только экзотическая религия далеких стран Азии. Здесь его традиционно причисляют к основным конфессиям города. Есть в городе на Неве и буддийский храм, и несколько музейных экспозиций, посредством которых можно почерпнуть информацию об этом восточным вероучении. Недавно их ряд пополнила новая выставка Музея истории религии - "Чистая земля Будды Амитабхи". Экспозиция, которую без преувеличения можно назвать наиболее эффектной и зрелищной из их числа. Подзаголовок "Буддийский рай" разъясняет посетителям чего же ждать от встречи с ней.
Центральный экспонат выставки скульптурное изображение Сукхавати - чистой земли Будды Амитабхи, именуемой также "сферой блаженства". Создана данная композиция более 100 лет назад, в начале ХХ столетия. На сегодняшний день реликвий такого рода на территории России сохранилось лишь две. Одна из них теперь представлена широкой публике в Петербурге. Где качественный дизайн и современные технологии позволяют во всей красе демонстрировать творение монахов двух старейших буддийских монастырей Бурятии - центра российского буддизма - Гусиноозерского и Гегетуевского.
Для определения характера новой экспозиции Музея истории религии, пожалуй, более всего подошло бы словосочетание - выставка-спектакль. Направляюсь в буддийский рай, посетитель музея на Почтамтской попадает в темный зал, наполненный звуками тихой успокаивающей музыки, сплетающейся с пением птиц. Первое что замечает зритель, входя сюда - окруженную легкой голубоватой подсветкой (дарящей изображению должный уровень трансцендентальности) статую Будды. Далее глаз выхватывает из темноты струящуюся по полу "звездную дорожку", приводящую к стеклу, за которым и находится "Чистая земля Будды Амитабхи".
Появившийся свет открывает ее облик. Дворцы, сияющие золотом. Фантастическое великолепие цветов, синева озер и резные кроны раскидистых деревьев. Вот окружение праведником, которым была дарована честь переродиться в мире Будды бесконечного света. Кстати, цветам в этом месте отводиться особая роль. Согласно легенде обитатели Сукхавати рождаются из лотоса. Поэтому столь часто в данной композиции можно увидеть фигуры в объятьях их лепестков. В центре композиция изображение самого Будды Амитабхи в окружении своих духовных сыновей Восьми великих Бодхисаттв. Над цветущим великолепием, иногда пользуясь услугами пышных облаков, иногда нет, парят божества и монахи.
Интересный момент - женщин на земле Будды Амитабхи нет. Если женщина и удостаивается перерождения здесь, то рождается она уже мужчиной. Узнать об этом и других занимательных фактах можно, присев на уютные скамейки или расположившись у витрины, из аудиоэкскурсии. Для наглядности ее основные положения иллюстрирует специально сделанная подсветка, в нужный момент акцентирующая внимание зрителя на соответствующей детали композиции.
(с) Музеи России