Эти чистые, яркие и нежные краски, это льющееся с холста чувство радости от свежести ранней весны на улицах города, от мерцания цветов на фоне колыхания океана, от благородных линий и форм архитектуры двух Венеций, то есть всю эту выставку со светлым, почти пушкинским названием "Радость", мы посвящаем памяти нашего старшего коллеги, учителя и друга, искусствоведа, поэта, художника, нашего товарища по радости жизни Анатолия Львова.
Два художника, два ныне московских живописца в полном расцвете сил - Александр Шевченко и Константин Сутягин - отправили свои холсты в путешествие по родной стране, словно мальчишки запустили кораблики в дальнее плавание по весеннему ручью: Новосибирск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Тобольск...
Лоцман, пролагающий маршрут, человек надежный и бывалый, опытный куратор, искусствовед Владимир Назанский, отметил на карте еще одну точку - город Курган. Так, нам повезло, и выставка-кораблик ненадолго, скорее всего на месяц, оказалась "в нашей гавани", в залах художественного музея.
Оба автора - продолжатели славных традиций импрессионизма, раннесоветского искусства художественного объединения 20-х годов "Тринадцать" и отчасти московской живописной школы. Уже несколько лет они работают в одной мастерской, нередко участвуют в одних проектах и выставках и гармонично дополняют в экспозиции друг друга.
Уроженец Петербурга Александр Шевченко серию холстов посвятил своему родному городу. Просторные площади, перламутровая, отражающая голубой вечерний свет гладь Невы, золотой шпиль Петропавловской крепости, знакомые, но по-новому высвеченные очертания памятников и зданий, сверкающий холодным кристаллом в пространстве Дворцовой площади Ледовый дом...
Еще так недавно к юбилею отмытый и отреставрированный Петербург в картинах Александра Шевченко радует тонко прочувствованным и легко, словно играючи, воссоединенным серебристым колоритом, северным, чуть более холодным, чем жемчужная, мягкая, почти пастельная гамма пейзажей Венеции. Окутанная легкой дымкой, удаленная, протяженная линия горизонта - определяющая в пейзажном мотиве царицы морей. Сияние солнца в пейзаже "Ранее утро" напоминает знаменитые кадры фильмов Лукино Висконти. Нежная бирюзовая гамма доминирует в композиции Santa Maria della Salute. А тема, связанная с родиной самого изысканного европейского цветного стекла, острова Мурго, одного из украшений венецианской лагуны, продолжается в изящном натюрморте "Два бокала". Прогулка по Москве, яркие краски летнего праздника, звучный блеск тромбонов и валторн на фоне белоснежной формы военного оркестра завершают экспозицию Александра Шевченко.
Константин Сутягин, очарованный холодным, серебристо-дождливым колоритом Бретани, одной из северных приморских провинций Франции, отражает не столь притягательные на первый взгляд мотивы, но его водные пространства - залив в Бретани, весенние мокрые мостовые Москвы и млечно-сияющая Москва-река - постепенно завоевывают зрителя, увлекая живым ритмом гуляющей по холсту кисти, манерой письма, большой экспрессией цвета, а порой иронической интонацией, как в композиции "Москва-столица".
Непарадная Москва, какой-то очень неофициальный, неоткрыточный Париж, Венеция с почти неузнаваемым фрагментом знаменитого канала написаны с такой непринужденностью и показаны нам, словно близким друзьям художника, без "официальных" рамок, будто мы у него в мастерской за чашкой чая или бокала легкого вина перебираем впечатления недавних странствий и путешествуем вместе с ним. То заглянем в приморское кафе, где устремила взгляд в синее далеко загадочная незнакомка, задумалась над письмом, то прогуляемся вдоль Сены по летнему солнышку, то на берегу огромного океана нас озарит оранжевой вспышкой яркий душистый цветок.
И возникает удивительное ощущение счастья от встречи с открытым, распахнутым для нас миром, многоликим, многомерным и так много открытий дарящим художнику, готовому поделиться с каждым своей зрячестью, своей находкой и той игрой, которую затевают кисти с упругой плоскостью холста. И возникает почти забытое, по детству лишь знакомое нам чувство, что весь мир - наш дом, что жить в нем безумно интересно и прекрасно, что нас объединяет радость жизни. "Меж нами нет чужих, мы все друг другу братья - под вишнями в цвету" - так просто обозначил стихами японский поэт вечную истину о том, как красота спасает мир.