О роли и значении наперсного креста в православной и традиционной культуре расскажет выставка "Крест - святыня драгоценная" в Российском этнографическом музе.
Выставка, на которой будут представлены более 250 нательных и носимых на груди крестов из собрания музея откроется 20 марта в 16.00.
Богатейшая музейная коллекция - она насчитывает более 400 крестов, среди которых есть и те, что дошли до нас с конца XII века - впервые демонстрируется настолько широко. По мнению куратора проекта, Александра Островского, выставка, посвященная одной из главных христианских святынь, поможет лучше понять обычаи и традиции народов, населяющих территории России и Украины. Примечательно, что в 2008 году наша страна отмечает 1020-ю годовщину крещения Руси.
По словам Островского, среди православных народов бывшей Российской империи крест не только символизировал принадлежность к определенной конфессии и культуре. Изображения ликов святых позволяли обращаться к нему, как к иконе, а написанные на оборотной стороне молитвы придавали кресту и значение оберега. Кроме того, крест - один или несколько - на цепочках, тесьмах или ожерельях в православной культуре стал органичным дополнением праздничного костюма, особенно женского.
Первый раздел выставки рассказывает о русских "тельниках" и крестах, которые носили на груди поверх одежды. Такие были широко распространены уже с первых веков крещения Руси. В XII-XIII вв. преобладающим типом нагрудного креста были "энколпионы", двустворчатые кресты - "мощевики" с изображением распятия на лицевой стороне и Богородицы или святых - на оборотной. В это же время появились энколпионы с изображением русских святых - князей Бориса и Глеба.
Начиная с XV-XVI вв., на русских нагрудных крестах в отличие от католических Распятие могло замещаться изображением восьмиконечного Голгофского креста (непременно с косой планкой - подножием Распятого). На крестах помещали надписи: "IНЦИ" ("Иисус Назорей Царь Иудейский"), "IС ХС // СНЪ БЖIИ" ("Иисус Христос Сын Божий"). На горизонтальной планке писали "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твое славим", а на оборотной стороне мог помещаться текст одной из прославляющих молитв: "Да воскреснет Бог и разыдутся врази его" или "Крест хранитель всей Вселенной, крест красота церковная, крест царям держава, крест бесам язва".
Нагрудные кресты, появившиеся в XIX в., имели более простую форму и декор, но с более подробной иконографией страстей Христовых - на оборотной стороне размещались изображения молотка и гвоздей, лестницы.
Новая экспозиция включила и кресты работы мастеров XX века, в частности, петербургского ювелира Юрия Федорова. Современные кресты Федорова носят черты знакомые христианам XIV-XVI вв., но дополнены сюжетами характерными для русской иконописи и обстановки храма.
Второй раздел выставки посвящен "обережной" роли креста и его значению в составе праздничного костюма разных народов. Так, русское население империи в конце XVI- XVIII в. носило крест на массивной цепи, звенья которой составлялись в два-три и более ряда. В XIX в. крестьяне носили нагрудный крест на "гайтане" - широкой бисерной цепи или тканой тесьме, кумачовой полосе, украшенной бисером и дополненной по обе стороны от креста бусинами из цветного стекла или янтаря, которому приписывали обережную силу.
У народов Поволжья - мордвы, марийцев, крещеных татар и чувашей - серебряные или медные кресты русской работы входили в состав нагрудных, шейных украшений. Крест (реже несколько крестов) помещался, как и у русского населения, на бисерный гайтан - вместе с серебряными монетами, либо на бисерную застежку на рубахе или на ожерелье из раковин каори.
Грузинские мастера в XVIII- XIX вв. отливали кресты из серебра, реже из золота. Часто на крестах изображался покровитель грузинского народа, святой Георгий. Кресты, надевавшиеся как дополнение к нарядному костюму, украшались драгоценными камнями, а также, что характерно для византийского искусства, металлическими подвесками в форме лепестков, бубенчиков. Нагрудное украшение могло включать в себя и несколько крестов, закрепленных на серебряной цепи.
Дополнение праздничного наряда несколькими крестами из бронзы, латуни или серебра было характерно также для Галиции (ныне западная Украина), православных эстонцев-сету (проживавших на территории Псковской губернии), где широко бытовали серебряные кресты, изготовленные русскими мастерами - вплоть до середины XIX в. молодые эстонки надевали в праздничные дни массивную серебряную цепь более чем с десятью крестами, звеневшими при движении.
Народы Восточной Сибири - якуты, эвенки, эвены - наряду с крестами русской работы использовали и отлитые по их образцу из серебра или сплавов цветных металлов якутские кресты. Традиционные крестечные формы дополнялись гравированными изображениями Голгофского креста (без показа распятия) и краткими надписями. Крест носили на металлической цепочке поверх одежды; при этом эвенки иногда закрепляли сразу несколько крестов на меховой нагрудник, создавая тем самым единое украшение.
Для лучшего понимания иконографии крестов экспозиция дополнена девятью иконами - от традиционных образов "Спаса в силе" и "Воскресения Христова" до работы современного иконописца "Преподобный Серафим Саровский в молении на камне", а также фотографиями из собрания Российского этнографического музея.