С 1 апреля по 20 апреля 2006 года в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка "Реликвии святого Эчмиадзина". Выставка входит в культурную программу празднования года Армении в России. Эчмиадзин - место, почитаемое армянами всего мира как центр Армянской Апостольской церкви. Здесь находится резиденция Католикоса - главы Армянской Церкви.
Армения приняла христианство в 301 году. Произошло это по время правления царя Армении Трдата III. Царь был язычником и во время совершения одного из обрядов он узнал, что один из его приближенных - Григорий - будучи христианином, отказывается участвовать в жертвоприношении. Григорий был заключен в темницу, на христиан начались гонения. После убийства дев - Рипсимеянок - христианок, бежавших от преследований римского императора - царь Трдат тяжело заболел. Его сестра неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что исцелить царя может заточенный в темницу Григорий. Григорий был освобожден и торжественно принят при дворе. Он предал земле мощи дев - Рипсимеянок и, после многодневной проповеди христианства, исцелил царя. Традат III принял крещение вместе со всем двором, и христианство было провозглашено государственной религией Армении. А Григорий был посвящен в сан епископа в Кессарии Каподакийской.
Возвратившись в столицу, Григорий, названный Просветителем (Лусаворичем), приступил к строительству кафедрального собора. Ему во сне явился Христос и указал место там, где был древний языческий храм. В 303 году была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что переводится как "сошел Единородный". Григорий Просветитель организовал иерархию Армянской церкви по аналогии с армянской государственной системой, делившей государство на нахарарства, во главе которых были нахарары - князья, владевшие землями. Григорий рукоположил по епископу для каждого нахарарства, подчинив их епископу Армении, который стал именоваться Католикосом всех армян. Во время многочисленных войн с Римской империей и Персией Армения неоднократно теряла свою государственность, и потому значимой была роль религиозного главы всех армян - Католикоса.
Важным событием в истории и культуре Армении было создание в начале пятого века армянской письменности Месропом Маштоцем. Им был создан алфавит, бережно сохраняемый народом Армении.
Выставка "Реликвии святого Эчмиадзина" представляет экспонаты, свидетельствующие о древних художественных традициях армянского народа. Здесь можно увидеть Евангелия тринадцатого - четырнадцатого веков в золотых и серебряных окладах, например - Четвероевангелие 1374 года и Четвероевангелие, созданное Георгом Скевраци, музыковедом и каллиграфом. Также широко представлены реликварии, в которых хранятся святыни Христианской Церкви: частицы Истинного Креста, фрагменты Ноева ковчега, Святого копья, мощи святых. В реликварии "Хотекарац Сурбншан", названном по имени монастыря, где он хранился, находится частица Истинного Креста, на котором, по преданию, был распят Христос. Этот реликварий выполнен в традиционной для Армении форме триптиха. К деревянной основе прикреплены серебряные позолоченные пластинки с изображением святых и исторических персонажей, а также с орнаментальными композициями. Указано имя заказчика - Эаги - и год изготовления - 1300. Заказчик изображен на пластине в богатом одеянии.
Среди экспонатов выставки - литургическая утварь - потиры, сосуды для мирры, кадила, ладаницы, рипиды, инкрустированные драгоценными камнями, являющиеся образцами декоративно - прикладного искусства. Широко представлены и литургические облачения, а также предметы, принадлежащие высшему руководству Армянской Церкви. Патриарший двуглавый орел, инкрустированный драгоценными камнями и украшенный эмалью, датируется XVIII веком.