Выставка Александра Васильевича Харитонова (1931-1993), живописца, графика, представителя московского "неофициального искусства", - вторая в Третьяковской галерее. Впервые большая ретроспективная выставка художника открылась в Галерее в первую годовщину его ухода. Харитонов принадлежал к плеяде художников-нонконформистов, хорошо известной западным специалистам и мало знакомой публике своего времени.
Харитонов родился в Москве, специального образования не получил. Художник самостоятельно изучал византийские иконы, древнерусскую живопись, церковное шитье жемчугом и драгоценными камнями, что в последствии легло в основу его собственного творчества, в котором сказочные и религиозные сюжеты разворачиваются в пространстве среднерусских пейзажей. Его первая персональная выставка состоялась в МГУ им.М.В.Ломоносова на Ленинских горах в 1958 году; он выставлялся на легендарной выставке 1975 года в павильонах "Пчеловодство" и "Дом культуры" на ВДНХ. С 1976 года Харитонов регулярно экспонировал свои работы в выставочном зале Горкома графиков на Малой Грузинской.
Особенностью выставки в Выставочном зале в Толмачах стало экспонирование самого раннего этапа творчества художника (вторая половина 50-х - начало 60-х годов) и поздних произведений. Впервые публично демонстрируются почти ученические произведения из архива семьи художника, в которых просматривается будущее направление формальных и сюжетных поисков Харитонова ("В центре Москвы. Арбат", 1958; "Новодевичий монастырь", 1956; "Москва зимой", "Портрет А.А.Виноградовой" (портрет матери художника) 1957). Полотно "Мальчишки" (1957) демонстрирует ставшую впоследствии отличительной чертой авторского почерка многослойность живописи. Индивидуальная техника работы маслом складывалась у Харитонова на протяжении десятилетий.
Она представляла собой последовательное наложение красочных слоев, доходивших до сорока в некоторых произведениях, начиная с работы широкой кистью, заканчивая письмом мелкими, ювелирными мазками тонкой кистью. В результате художник достигал особого эффекта "нетварного" изображения, сходного со свойствами мозаики или церковного шитья речным жемчугом. В числе произведений раннего этапа творчества Харитонова - полотна "Шалаш. Уединение (Убежище)" (1960) и "140 домиков или Скатерть-самобранка" (1962), с приобретения которых начала складываться коллекция знаменитого собирателя Евгения Нутовича. Среди центральных произведений на выставке - "Память о древнерусском искусстве" (1980), "В небе три ангела и, кажется, еще четыре" (1991). Самые поздние из представленных работ - рисунок и живописная абстракция, написанные в феврале 1993 года. На выставке будет представлено около 70 полотен и рисунков художника из фондов Третьяковской галереи и частных коллекций, а также работы учеников, последователей А.В. Харитонова и произведения, написанные в память о мастере.