Первая выставка работ русско-швейцарского художника Александра Бенуа ди Стетто (1896-1979) из серии "Возвращение в Россию" была организована в Пушкинском Заповеднике Санкт-Петербургским общественным фондом содействия развитию культуры и искусства в 2007 году. Нынешняя экспозиция продолжает знакомить зрителей с творчеством одного из ярких представителей прославленной семьи Бенуа - Лансере - Серебряковых.
Александр Зигфрид Бурхард Леви родился 1 (13) октября 1896 года в Санкт-Петербурге. В год его рождения отмечалось знаменательное для художественной жизни столицы событие: столетие пребывания в России потомков французского эмигранта Луи Жюля (Леонтия) Бенуа (1770-1822). В разной степени художественными способностями были одарены более полусотни представителей этой семьи. Отец художника, Григорий (Зигфрид) Леви был архитектором, учился в Мюнхенской политехнической школе, сотрудничал с известным петербургским зодчим Леонтием Николаевичем Бенуа (1856 - 1928).
Таким образом, свой дар будущий художник унаследовал и от отца, и от целого знаменитого клана, к которому принадлежала его мать, младшая дочь Александра Леонтьевича Бенуа (1817 - 1875). Имя Александра Бенуа ди Стетто до недавнего времени было мало известно отечественным ценителям и знатокам искусства, хотя творческое наследие насчитывает сотни живописных работ и графических листов. Несмотря на пожизненную эмиграцию (в 1922 году), он всегда чувствовал себя русским художником, представителем талантливого рода, гордился этим настолько, что, в конце концов, добился разрешения взять материнскую фамилию - Бенуа…
Александр Бенуа ди Стетто прошел серьезную профессиональную подготовку, хорошо знал специфику анималистического жанра: в школе Общества поощрения художеств, где он получил начальное образование, одним из самых уважаемых педагогов был анималист Аркадий Александрович Рылов. Рылов убеждал своих воспитанников в необходимости изучать натуру. И в графическом наследии Бенуа ди Стетто встречаются быстрые выразительные зарисовки, когда на одном листе в хаотичном беспорядке разбросаны изображения крокодилов и рыбок, лягушек и обезьян…
В Академии художеств Александр Бенуа ди Стетто также с полной отдачей занимался рисунком. Четверть века спустя азы академического рисунка лягут в основу анималистических натурных "штудий" мастера… Его рисунки виртуозны: силуэт безупречен, сочные изогнутые линии соседствуют с тонким штрихом, подобным легкому касанию, фактура проработана идеально… Немалое значение мастер придавал выбору техники. На смену перьевому рисунку, используемому при быстрых набросках, пришла сангина, теплая по тону и имеющая красивую цветовую гамму…
Художник виртуозно владел этой техникой, чувствовал ее выразительные возможности… В живописи анималистическому мотиву часто отводится декоративная или иллюстративная роль, он выполняет функцию стаффажа, оживляя пейзаж. Но Александр Бенуа ди Стетто, увлеченный этим жанром, создавал самостоятельные яркие образы, иногда гротескные, иногда поэтичные, и почти всегда очеловечивал своих персонажей, что наводит на мысль о некой "портретности"… О.С. Савицкая, Ю.В. Мудров.