В Лондонской Национальной галерее открылась выставка "Пейзажные этюды", которая не только дает возможность насладиться красивой живописью, но и заставляет задуматься над тем, как за прошедшее столетие изменились приоритеты и вкусы в области изобразительного искусства. На экспозиции представлены, как и следует из названия, этюдные работы художников-пейзажистов, творивших на протяжении XVIII-XIX веков. В то время этюды и для самих живописцев, и для публики, и для коллекционеров были рабочим материалом. Тренировкой для глаз и рук, развивающей скорость и наблюдательность. Первым этапом работы над картиной. Произведениями годными для общественной выставки они не считались. Их место было в углу мастерской живописца. Поэтому большинство этюдов оставались в семьях художников. Коммерческой ценности для современников они не представляли. Первыми их значение осознали художники-коллекционеры. И декларировали, что искренность и правдивость этюда вне зависимости от его размера и "сюжета" (даже, если изображен небольшой фрагмент древесного ствола, ветка или несколько соцветий) более интересны, чем выставляемые вылощенные в мастерской картины. На экспозиции можно видеть работы Камила Коро и Теодора Руссо, происходящие из собрания Эдгара Дега. Национальная галерея приобрела их в 1918 году, когда после смерти мастера его коллекция пошла с молотка.
Отношение к этюду изменилось в конце XIX века. После признания импрессионизма. Когда в живописи стали цениться спонтанность и верность передачи чистоты первого впечатления. В эпоху, когда английский суд мог признать право художника выставлять и требовать значительную сумму за произведения, созданные за два дня, признанные консервативной публикой и критикой "просто набросками". Именно тогда этюд был уравнен в правах с "законченным" (по строгим академическим канонам) полотном.
Практика создания пленэрных пейзажных зарисовок возникла в XVII столетии. Когда художники оценили возможности новой художественной техники - масляной живописи. Вскоре этот обычай получил широкое распространение. В особенности в Италии, бывшей центром ландшафтной живописи. До середины XIX столетия для глаз пейзажистов не было более привлекательного зрелища, чем римские руины, гладь Неаполитанского залива или водопады Тиволи.
Пленэрная живопись оказалось той темой, которая в одном выставочном пространстве смогла объединить художников всей Европы, принадлежавших разным стилям и течениям искусства. В независимости то того, как классифицируются их оконченные произведения, как классицистические, романтические, реалистические, салонные или символические полотна, у пленэрной живописи свои законы. Поэтому порой различить работы романтика или реалиста, возможно только прочтя подпись под картиной.
(с) Музеи России
Сайт Лондонской Национальной галереи http://www.nationalgallery.org.uk