20 декабря в Михайловском дворце Русского музея открывается юбилейная выставка, посвященная личности и судьбе Великой княгини Елены Павловны (1806-1873), супруги великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I. На выставке представлены экспонаты из собрания Русского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного архива Российской Федерации, Государственного Горного института.
Хозяйка Михайловского дворца (основное здание Русского музея) Великая княгиня Елена Павловна - вюртембергская принцесса Фредерика- Шарлотта-Мария, в Россию приехала на шестнадцатом году жизни и, приняв православие, получила новое имя - Елена. Немка по рождению, француженка по воспитанию, русская по духу. Россия стала для нее настоящей родиной, для благополучия которой Елена Павловна отдавала все свои силы и даже - средства. "В этом имени - целая эпоха", - писал современник о Великой княгине.
Елена Павловна была хозяйкой знаменитого салона в Михайловском дворце, который посещали самые выдающиеся люди того времени: литераторы, художники, музыканты, ученые, политики. Подобные салоны, которые имелись во многих аристократических домах Петербурга, играли важную роль в общественной жизни русского дворянства. Но, будучи женой второго лица в государстве, Елена Павловна не могла приглашать в Михайловский дворец всех, кого желала видеть. И тогда она нашла способ нарушить придворную иерархию, организовав в конце 1840-х годов свои знаменитые "четверги". От имени княжны Е. В. Львовой или гофмейстерины О.С. Одоевской приглашались все лица, которых великая княгиня хотела видеть и с которыми желала беседовать. Нередко на этих "четвергах" появлялся и сам Михаил Павлович.
После смерти Великого князя, количество роскошных балов во дворце сократилось, зато он стал "средоточием всего интеллигентного общества" Петербурга. И это способствовало укреплению авторитета Елены Павловны в придворных кругах. За этими приемами закрепилось название "les soirees morganatiques" - "морганатические вечера", где члены императорской фамилии встречались с лицами, официально ко двору не представленными. Подобные вечера оказались более притягательными, чем прежние пышные приемы "мадам Мишель". Здесь обсуждались планы освобождения крестьян и преобразования, реализованные в ходе реформ 1860-1870-х годов.
Стараниями Великой княгини появились Русское музыкальное общество, во главе которого стоял А.Г. Рубинштейн, и музыкальные классы, заложившие начало Петербургской Консерватории. При участии Елены Павловны были построены приюты, больницы и храмы. В Крымскую войну 1853-1856 годов она организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, члены которой спасли десятки тысяч русских воинов в Севастополе. Эта община стала прообразом общества Красного Креста. Елена Павловна покровительствовала знаменитой Максимилиановской больнице и, вследствие этого, у нее родилась идея о создании первого в мире института усовершенствования врачей. Уже после ее смерти эта идея была воплощена в виде Клинического института Великой княгини Елены Павловны, который ныне известен, как Медицинская академия последипломного образования. В истории России Великая княгиня Елена Павловна осталась под именем "Princesse La Liberte": своих крепостных крестьян она отпустила на волю уже за несколько лет до крестьянской реформы 1861 года.
Образованнейшая женщина, Великая княгиня принимала участие в работе Академии наук, Университета. Заботилась о творческих людях: материально поддерживала И.К.Айвазовского; благодаря ей , вышло в свет первое посмертное собрание сочинений Н.В. Гоголя. А в 1857 году Великая княгиня увидела в Риме выставленную для публики картину А.А. Иванова "Явление Христа народу" - художник был тогда уже безнадежно болен и стеснен в средствах. С помощью Елены Павловны знаменитая картина была привезена из Италии в Россию.
В экспозицию входят живописные и гравированные портреты изображающие Великую княгиню, портретные миниатюры из собрания Русского музея, два портрета из коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, изображения членов семьи Елены Павловны, виды Михайловского дворца, портреты исторических лиц из ее ближайшего окружения. Представлен скульптурный портрет Великой княгини работы немецкого скульптора И. Гальбига (исполненный с натуры в сентябре 1866 года во время пребывания Елены Павловны в Швейцарии на водах), который был подарен Русскому музею в конце XIX столетия принцессой Е. Г. Саксен-Альтенбургской, внучкой Великой княгини.
Свод документов из личного архива Великой княгини Елены Павловны (из собрания Государственного архива Российской Федерации), показывает разносторонность ее интересов. Особого внимания заслуживает собранная при участии Великой княгини "Коллекция вулканических пород окрестностей Неаполя" из собрания Государственного Горного института.