В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Владимира Баранова-Россине из цикла "Художник русского авангарда". Экспозиция включает 58 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской Галереи, музеев Саратова, Тамбова, Вольска и частных коллекций России и зарубежья. Баранов-Россине - это творческий псевдоним Владимира (Шулим-Вольф)Давидовича Баранова. Он родился 20 декабря 1887 (1 января 1888) в селе Большая Лепатиха Таврической губернии (ныне Запорожская область, Украина).
Свое художественное образование Баранов начал в Одесском художественном училище, которое окончил в 1908 году со званием учителя рисования и черчения. В 1908 году Баранов поступил в петербургскую Академию художеств. В 1907-1910 годах молодой художник вместе с Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком, Александрой Экстер и другими молодыми художниками, ищущими новые пути в искусстве, участвовал в первых выставках русского авангарда: "Стефанос" (Москва, 1907-1908), "Звено" (Киев, 1908), "Венок-Стефанос" (Петербург, 1909), "Импрессионисты" (Петербург, Вильно, Берлин, 1909-10). В 1909-10 годах Баранов совершил путешествие по Европе и обосновался в Париже.
В этом городе он и состоялся как художник. Он становится обитателем знаменитого парижского "Улья", где его соседями по мастерским были Марк Шагал, Осип Цадкин, Александр Архипенко, Хаим Сутин, Амедео Модильяни. В это время начинается его дружба с Робером Делоне и Соней Делоне, продлившаяся всю жизнь. Баранов-Россине принимал активное участие в художественной жизни французского авангарда, эволюционировав от постимпрессионизма через фовизм и кубизм к орфизму и абстракционизму, порой улавливая только зарождающийся стиль задолго до того, как его успевала признать современность. Вместе с Робером Делоне, создателем и теоретиком "Орфизма", он увлекся идеей выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения основных цветов спектра.
В начале 1920-х годов художник продолжает заниматься проблемами светомузыки, стремясь воплотить в жизнь идеи А.Н.Скрябина. Несмотря на признание конструкции советским патентным ведомством и обилие выставок, деканство во Вхутемасе художник принимает решение оставить Родину и, вместе со своим изобретением - оптофоном - вернуться в Париж. "Я люблю Париж и ничего не боюсь!" - заявляет он друзьям, когда начинаются преследования евреев во время Второй Мировой войны. В ноябре 1943 года художник был арестован в Париже оккупационными властями и депортирован в Германию. Баранов-Россине погиб в нацистском концлагере Освенцим в январе 1944.
Юрий Анненков писал о Баранове-Россине: "В течение многих лет, или - вернее - в течении всей своей творческой жизни, он неизменно оказывался (хронологически) в первых рядах самых разнообразных авангардных течений, будь то кубизм или сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и так далее до абстракции. Он был спутником и соратником в очень трудных боях, взволновавших художественный мир".