В этом году Государственный музей политической истории России отмечает свое столетие. В преддверие юбилея Интернет портал "Музеи России" решил беседовал с заведующей отделом документальных источников музея - Еленой Юрьевной Андриановой.
(МР) Итак, Музей политической истории России это..?
Е.А. - Это, прежде всего, бумажный музей. Неслучайно именно документальному фонду принадлежит наш старейший экспонат - долговая расписка шведского генерал-губернатора Риги, датируемая 1653 годом.
(МР) Как же этот документ попал в Музей политической истории России?
Е.А. - Мы купили его у одного очень интересного человека, который, в свое время, был сотрудником Эрмитажа (как вам, наверное, известно, наш музей некогда располагался в Зимнем дворце). 1920-е годы, были очень трудными для интеллигенции, и он продал нам часть своей коллекции. К сожалению, многие вещи, происходившие из этого собрания, как, впрочем, и другие предметы, некогда хранившиеся в наших фондах, не сохранились.
(МР) Что же с ними произошло?
Е.А. - Часть ушла в архивы или другие музеи. Некоторые были уничтожены.
(МР) К какому времени относятся самые ранние экспонаты, касающиеся истории России?
Е.А. - Старейшие материалы по истории России датируются концом XVIII века. Вообще коллекция нашего музея очень разносторонняя. Ведь Музей политической истории был задуман как своего рода лаборатория, чьей задачей было изучение природы революций. Не только политических, но и социальных, технических, научных.
(МР) Старейшие экспонаты можно видеть в экспозиции?
Е.А. - Нет, они хранятся в фондах, но показываются на выставках.
(МР) Постоянная экспозиция же посвящена истории России?
Е.А. - Да, политической истории России, начиная примерно со второй половины XIX века.
(МР) Насколько часто должна меняться экспозиция в музее политической истории?
Е.А. - Часто. И не только по идеологическим причинам. Существует такой закон: музейная экспозиция, как и любой предмет или явление устаревает. Считается, что через 5 лет следует начинать работы по ее обновлению.
(МР) Бывало так, что экспозиция устаревала до своего открытия?
Е.А. - Было. В 1987 году музей представил новую экспозицию, которая к моменту открытия оказалась морально устаревший. Именно тогда мы убрали постоянные выставки (оставили только Ленинский мемориал - комнату, где работал секретариат Центрального комитета партии большевиков и кабинет Ленина). Тогда для нас было трудное время: исторические оценки не только утратили четкость, прошлое в целом подверглось переоценке и переосмыслению. Сегодня музей построен по принципу очень быстрой смены экспозиций. Это художественные музеи могут сохранять залы неизменными, а мы же музей политический. У нас все быстро меняется.
(МР) Каким экспонатам и в какое время отдавали предпочтение посетители?
Е.А. - Люди всегда интересуются яркими экспонатами. В их числе может быть и пика сибирского партизана, и пушка. Привлекают яркие экспонаты-аттракционы. Пристрастие к ним неизменно. Вне зависимости от времени. Я не замечала, чтобы в одни годы предмет был интересен, а в другие отрицался. Если какой-то материал большевистской партии стоит в экспозиции, и он интересен, его рассматривают. Вот, например, вещи Александры Михайловны Коллонтай всегда привлекают внимание. Мемориальный кабинет также в любое время притягивает зрителей. Посетители с одинаковым интересом посещают и мемориальные комнаты, и созданный у нас тематический комплекс, посвященный коммунальной квартире. Все зависит от причин, приведших их в музей. Кто-то приходит из любопытства, кто-то приходит в поисках новой информации, кто-то приходит позлорадствовать. Люди есть люди.
(МР) Когда-нибудь пристрастия зрителей и научных сотрудников в отношении экспонатов совпадают?
Е.А. - Ой, нет. И вот только, когда начнешь рассказывать о предмете, о его истории, возникает интерес. Вот, например, в нашей коллекции есть такой экспонат - портрет Николая II, выполненный монахиней Емельяной из екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря. В Петербург картина была прислана к коронации императора. Висел портрет в Зимнем дворце. Но наступил 1917 год и матросы, бравшие Зимний, просто располосовали его штыками. А потом выбросили на чердак, где его и нашли сотрудники музея. И с тех пор он находился в коллекции. Долгие годы он так и оставался в лохмотьях. В конце 1980-х годов мы обратились к реставраторам и попросили воссоздать портрет, но не убирать полосы - они тоже часть политической истории страны.
(МР) Как появляются новые экспонаты в собрании музея?
Е.А. - Вещи дарятся, при необходимости покупаются. Мы поддерживаем отношения с родственниками и знакомыми общественных деятелей. Порой, в поисках нужных вещей, обращаемся за помощью к горожанам. Так, когда создавалась экспозиция, посвященная коммунальной квартире, музей обратился по радио к жителям города, и они откликнулись. У нас еще в Петербурге хранятся огромные богатства.
(МР) Какие экспозиции труднее делать?
Е.А. - Зависит от конкретной выставки. Но, думаю, по современности. Трудно делать экспозицию, трудно собирать материал. Когда ищешь предметы по прошлым эпохам легче отделить первостепенное от второстепенного. (Беседу записала Е. Крылова).