Творчество художника В. Афанасьева имеет новизну и интригу, поэтому оно вызывает интерес. В первый момент думается: художник и… тыквы? Нелепость, причем тут тыквы! Сразу вспоминается огород, не самый популярный овощ, кулинария и сказка Шарля Перро «Золушка», где происходит волшебное превращение тыквы в карету с помощью колдовской палочки феи.
Но если возникают вопросы, находятся и ответы. С древних времен человечество для устройства своего жилья и быта использовало различный природные материалы, например дерево, лозу, рогоз, камыш, ситник, глину, камень. Разглядеть заложенные в природном материале свойства, особенности и использовать их, дано мастеру, художнику. Это умение трансформировалось в ремесла и промыслы. Произведения народного творчества, созданные трудом мастеров многих поколений на основе своей традиции, служили людям пользой, красотой. Потом уходили вместе с ними в забвение, но и возвращались вновь.
Неизвестно, кто впервые додумался делать из тыквы сосуды, посуду, музыкальные инструменты. Но поразительно, что такая, казалось бы, простая выдумка обрела традицию и жива во многих национальных культурах до сих пор. В Ташкенте, Самарканде народные мастера из тыквы изготовляют изящные декоративные флакончики и табакерки «наскавак». Для этого используют тыквы древесного сорта — они называются горлянками. Размер этой среднеазиатской тыквы — от голубиного яйца до пятнадцатисантиметровой причудливой формы. Горлянки особым способом вываривают в красителях или масле. Затем дорабатывают форму. Расписывают вещицы кистью красными, зелеными красками. Наивный, условный характер рисунка содержит в себе национальный орнамент и традиционные узоры, имевшие в древности магический смысл. Известно, что в старину самые изящные, удачные флакончики и табакерки ювелиры украшали серебряной оправой, самоцветами, цветными стеклами. Скромная тыква становилась произведением искусства — музейным экспонатом, предметом коллекционирования.
Тыквенным ремеслом в Средней Азии занимались потомственные народные мастера. Устойчивые традиции передавались по наследству. А во что превращает тыкву Владимир Афанасьев и как это делает художник? Он превращает ее в баклагу, сосуд для воды и других напитков. Ленария — так называется сорт «посудной» тыквы. Она очень хороша собой, как и ее имя. Крупная, крутобокая, даже без всякого рисунка или орнамента, она удивительно красива. Ее ровная, заглаженная поверхность янтарна и желта, подобно солнцу. Ее приятно держать в руках. Но интрига в том, что художник умеет подчинить себе эту сложную форму. Находит разнообразные возможности для нанесения рисунка или узора. Он ищет гармонию во взаимоотношении между формой предмета и изображением. Он в поиске единства между материалом и рисунком. Для него важна зрительная целостность произведения. Соединит графический рисунок, по сути, картину с объемной поверхностью чрезвычайно сложно. Привычней изображать и видеть графику на листе.
Сюжеты для своей героини художник берет из жизни. По выражению автора, это «роспись на темы родного донского края и славного казачества». Второй вариант — нанесение орнамента или узора, в этом случае открывается природный материал — цвет, фактура самой тыквы. В результате перед нами — функциональный декоративный предмет, очень серьезно проработанный художником. Но не это главное. Важнее то, что художник нашел свою тему в творчестве. В живописи и графике он передает поэзию родного края. В рисунках с философской иронией и мягким юмором изображает различные типажи. Стоит отметить, что выставка Владимира Афанасьева «Волшебное превращение тыквы» — это первая персональная выставка художника в Москве.