Ученик Шишкина и Куинджи, Александр Алексеевич Борисов - первый художник, побывавший за Полярным кругом и посвятивший себя стране вечного льда. Из своих художественных экспедиций, как называл их Борисов, он привез более 250 этюдов и картин, каждая создавалась в экстремальных условиях: краски превращались "в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну…
Во время моих "полярных" работ даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал кристаллизоваться на этом адском холоду <…> Кисть приходилось держать в кулаке, прикрытом рукавом малицы, и изо всех сил прижимать к полотну, нанося на него краски. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить", - рассказывал Борисов.
Увидеть и воспеть красоту полярного мира с самого детства мечтал будущий художник-путешественник. "Рассказы и описания полярных путешествий не давали душе моей покоя", - писал он в книге "У самоедов". Как и Михаил Ломоносов, его земляк, он всего добился сам. Из крестьянской семьи до вольнослушателя Академии художеств, фурора в Париже и признания многими русскими художниками. У Борисова был большой колористический дар, он сумел уловить тончайшие цветовые оттенки пейзажей Крайнего Севера.
Более 60 ранних произведений художника приобрел Павел Третьяков для своей галереи, прямо с выставки, как только их увидел. Сейчас эти картины хранятся в фондах Третьяковской галереи. Самое большое собрание картин Борисова находится в запасниках Музея изобразительных искусств в Архангельске.