В ноябре Российской (в прошлом Императорской) Академии художеств исполнится 250 лет. В преддверие юбилея в Научно-исследовательском музее Академии художеств открылась выставка "Путь к мастерству: европейское и русское искусство XV - начала ХХ века".
Как ни парадоксально, одно из главных достоинств выставки - практически полное отсутствие среди экспонатов произведений знаменитых мастеров и общепризнанных шедевров. Хотя именно они обычно приводят зрителей под своды музейных залов. Исключением, из представленных на выставке работ, пожалуй, является лишь картина "Воскрешение дочери Иаира" (1871) Василия Поленова. И в какой-то мере образцы учебных (преимущественно графических) работ будущих корифеев русского искусства. Однако последние скорее привлекут внимание специалистов нежели "рядовых" посетителей музея.
Несмотря на послереволюционное реформирование коллекции музея, вследствие которого "звезды" Академического собрания сегодня украшают залы Эрмитажа и Русского музея, в его коллекции находится значительное число произведений мастеров, считающихся столпами русского искусства. Однако постоянная экспозиция осталась практически неприкосновенной (кажется, лишь вышеупомянутое полотно Василия Поленова было перемещено в выставочные залы). Взамен посетители не только имеют возможность расширить свой культурный кругозор, познакомившись с произведениями малоизвестных или забытых художников. Но и соприкоснуться с атмосферой, в которой росли мастера живописи, скульптуры и архитектуры российской и советской империй.
Работы итальянских мастеров Возрождения и творения европейских художников-классицистов. Произведения, которые помогали воспитывать правильный вкус у будущих художников.
Иллюстрируют эстетические приоритеты академического образования на данной выставке и сами выставочные залы. Тициановским и Рафаэлевским парадные залы здания на Университетской набережной названы не случайно. На их стенах воспитанники Академии (в их числе был и автор легендарного "Последнего дня Помпеи" Карл Брюллов) воспроизвели работы великих итальянцев. Которые, наравне с творениями античных мастеров, чьи воспроизведения украшают многие экспонаты выставки "Путь к мастерству", служили образцами для юных академистов. Копируя их, ученики Академии оттачивали данный им талант.
Соединив эти произведения с работами учеников Академии, организаторам выставки удалось добиться удивительной целостности экспозиции. Создать у зрителя ощущение, что он попал в одну из мастерских знаменитого Вуза. Где работы-образцы перемешались с работами учеников и учителей…
Если говорить об экспонатах, которым, возможно, следует уделить особое внимание (хотя здесь зрителю предстоит руководствоваться собственным вкусом), то это первые образцы русского классицизма. Например, "Похищение Европы" Григория Угрюмова (1789). "Обручение Св. Екатерины" кисти Джованни Санти - отца великого Рафаэля, факт, придающий данному экспонату особую историческую ценность. Полотна Ангелики Кауфман - одной из первых женщин добившихся признания в качестве художника-профессионала. И, конечно, работа Поленова в этом тексте уже неоднократно упоминавшаяся. В картине зритель встретит все главные черты, которые будут отличать цикл работ художника, посвященный библейским событиям (кстати, в свое время необычайно популярный) от множества произведений данной тематики иных мастеров.
(с) Музеи России
Также о выставке читайте здесь: http://www.museum.ru/N32502