Третьяковская галерея открыла выставку Александра Ситникова и Ольги Булгаковой. Произведения на выставке показывают сложные отношения ныне живущих художников с окружающим миром. Художники воспринимают жизнь остро, драматически. Открывает выставку работа О. Булгаковой "Молодые художники" (1975, ГТГ), это самое ясное произведение, где художница изобразила себя с мужем. В следующем зале представлены работы А. Ситникова далекие от реалистической традиции. Герои произведений художника находятся в напряженных ситуациях "Гроза" (1967, ГТГ), "Раненый петух" (1978, ГТГ), "Праздник хищников" (1982, частное собрание). Всего на выставке представлено около 100 произведений семьи художников, из них лишь несколько принадлежат музею. Выставка организована совместно с "Kolodzei Art Foundation" (США).
Становится и более драматичным мировосприятие О. Булгаковой. В ее работе "Художники" (1980, частное собрание) сюжет такой же, как в картине "Молодые художники", на картине изображена художница с мужем. Но работа выполнена в черно-белой гамме, сложная композиция будто отображает сложную художественную задачу, возможно и сложную семейную ситуацию тоже. Гоголь и Пушкин становятся героями произведений Булгаковой. Художница передает собственное видение классиков русской литературы. Ее Пушкин не знаменитый мастер любовной лирики, а персонаж политической интриги императорской России. Гоголь так же далек от ассоциативной связи своей личности с разгульной жизнью украинской глубинки. Хищный профиль Гоголя окружен не менее хищными фантазиями, которые одолевают писателя со всех сторон. Даже такая трогательная семейная сцена как изображение матери и ребенка в "Портрете с ребенком, держащем шиповник" (1980, ГТГ) несет в себе драматическую ноту. Фигляры и паяцы Булгаковой далеки от смешливых образов клоунов.
Предупредим семьи, которые планируют проведение досуга с детьми в Третьяковской галерее: работы А. Ситникова изобилуют фаллическими изображениями в энциклопедическом значении этого слова. Как люди, так и животные имеют непосредственные отличительные части пола. Женщина и бык - герои картины "Бремя" (1980, собрание автора). Если вспомнить сюжет "Похищение Европы", то здесь художник ставит вопрос: еще интересно знать, кто кого похитил?
У Ситникова есть цикл работ "Концерт" (1981, частное собрание), посвященный музыке. По цветовой гамме - это мажорное произведение. Художник использует чистый красный, синий, голубой, оранжевый цвет. Но по сюжету картины далеки от радостного мажорного настроения. Несколько фигур играют на инструменте, определим как жанр "в четыре руки". Но один из персонажей приставил серп к груди второй фигуры, что лишает у зрителя веру в положительный финал подобного музицирования.
В 2006 году Булгакова пишет серию "Ангелы" (собрание автора). Красные ангелы на красном фоне, лица не прорисованы. Вкрапление черного цвета показывает, что и в ангельском мире не все в порядке.
Завершают выставку серия Ситникова "Пиктроглифы" (2000-2006). Эти черно-белые работы несут в себе уроки истории.
К выставке подготовлено 2 монографии, одна посвящена творчеству А. Ситникова, вторая - О. Булгаковой. В монографии опубликован более широкий ряд произведений, чем вошло в состав выставки (Н. Трегуб)