Трудно сказать точно, когда первые предметы из фарфора появились в Европе. Зато точно известна дата и место создания европейского фарфора - 1710 год, Саксония. Фарфор - для жителей Запада, помимо того, что был предметом роскоши, почитался как одно из величайших достижений культуры Востока и как одна из величайших ее тайн. Когда в начале XVIII столетия в Германии смогли воссоздать рецепт фарфора, для современников это событие было подобно чуду…
"Мир Запада и Миф Востока" - так звучит название выставки Эрмитажа, на которой представлен первый фарфор Европы. Одна из жемчужин великолепной коллекции фарфора, хранящейся в петербургском музее. Демонстрируется выставка в Синей спальне Зимнего дворца. По давней традиции здесь экспонируются произведения ювелирного искусства. Однако данная выставка является исключением. И, хотя, в этот раз демонстрирующиеся здесь предметы, сделаны и не из драгоценных камней и металлов они ценнее многих колье и диадем.
"Белое золото" - фарфор, отмеченный синими мечами - знаком знаменитой Мейсенской порцелиновой мануфактуры. Первого европейского производителя фарфора. Сегодня фарфор созданные в первые десятилетия существования немецкой мануфактуры ценится наравне с произведениями старых восточных мастеров.
Первые образцы европейского фарфора - удивительные произведения, соединившие традиции культур Востока и Запада. Нередко его создатели подражали мастерам Китая и Японии, хотя чаще их творения являются творческим переосмыслением традиций фарфорового производства восточных держав.
Надо сказать, что восточные сюжеты стали постоянно использоваться европейскими художниками еще за несколько веков до описываемых событий. В галантное столетие Восток был также в моде. В то время в европейском искусстве между собой соперничали 3 стиля - тюркери, жапонез и шинуазри (турецкий, японский и китайский стиль соответственно).
Фантастические цветы, деревья многоцветными лепестками и листьями оплетали вазы. Диковинные животные, райские птицы и непременные драконы (хотя и утратившие значительную часть своего грозного величия) резвились на белых просторах сервизов. Дамы и кавалеры в ярчайших нарядах, напоминающие восточные (как правило, довольно отдаленно, нередко в восточных костюмах угадывались модные детали европейских туалетов), гуляли под сенью пестроцветных пальм. Или же их сложнофигурные силуэты великолепием золота проявлялись на белоснежной поверхности фарфора.
Фарфор - был частью великого мифа о Востоке. Как и европейский фарфор. Так, как "восточные" узоры были необычайно популярны среди художников работавших в Мейсене. Восточные узоры и сцены из восточной жизни, украсившие драгоценную посуду были частью прекрасной восточной сказки, которой была так увлечена Европа галантного столетия.
История востоковедческих наук еще была в начале. Впереди Европу ждало "серьезное" увлечение Востоком, его искусством, философией, образом жизни… Пока же эта была прекрасная, немного легкомысленная игра с его традициями и образами совершенно в духе веселого XVIII столетия.
(с) Музеи России