Выставка "Художники Серебряного века" из собрания Харьковского художественного музея в Одесском Доме-музее им. Н. К. Рериха является результатом совместного проекта означенных Музеев. Планируется издание каталога выставки с научными статьями искусствоведов обоих музеев.
Лучшие достижения I половины XIX ст. были продолжены и осуществлены в искусстве "серебряного века" - на рубеже XIX - начала XX ст. Это один из интереснейших периодов в истории отечественного искусства, связанный не только с поисками новой стилистики изобразительного искусства, но и ретроспективизмом, и реминисценциями классического наследия прошлого. Модерн, неоклассицизм, авангардные поиски, монументально-декоративное искусство, книжная графика - все эти жанры начинают ощущать себя самостоятельными, "чистыми" и незаангажированными социально. "Раскрепощение" искусства от той служебной роли, которое оно исполняло раньше, сопровождалось и аналогичными процессами в обществе.
Представленные на выставке картины принадлежат русским и украинским художникам II половины XIX - начала XX ст. - Н.К. Рериху, А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.В. Мисс (Ремезовой), З.Е. Серебряковой, С.Ф. Колесникову, И.И. Бродскому, М.А. Врубелю, В.А. Серову, К.А. Сомову, И.Я. Билибину, М.В. Добужинскому, Г.И. Нарбуту, В.Ф. Граве, М.Я. Чемберс-Билибиной, Д.Н. Кардовскому (1866-1943), С.Ф. Колесникову (1879-1955), Б.М. Кустодиеву (1878-1927), Н.В. Пирогову (1872-1913). Большая часть русских художников входила в объединение "Мир искусства". Графика мастеров этого объединения отличается разнообразием авторских манер и техник, совершенным мастерством и виртуозностью исполнения.
Выделяется в данной экспозиции "Портрет Г. И. Тесленко" (1921) работы уроженки Слобожанщины З. Е. Серебряковой (1884-1967), представительницы славной династии художников Лансере-Бенуа, в которой, по известному выражению, "дети рождаются с карандашом в руках". Портрет, выполненный в технике сангины, привлекает мягкостью, лаконизмом штриха и женственностью.
А.П. Остроумова-Лебедева (1840-1912) особо прославилась цветными гравюрами - старинной техникой, в то время совсем забытой в России. Художница много сделала не только для ее возрождения, но и усовершенствовала в своих композициях, как правило, пейзажных ("В парке", "Вечер"). В творчестве мастерицы нашло отображение не только красоты старого Петербурга, излюбленного "объекта" любования художницы, но и богатые впечатления от поездок по зарубежным странам, в которых она жила и работала. Одной из таких работ является акварель, представленная на выставке, "Венеция. Площадь перед дворцом дожей".
О творческой личности Мисс (Ремизовой) Анны Владимировны, к сожалению, ничего неизвестно. Возможно, она принадлежала к семье Ремизовых, которая прославилась в отечественном искусстве старинными художественными традициями. Творчество художницы представлено на выставке силуэтным рисунками - "За ширмой" и "Влюбленные".
Под впечатлением изысканности, утонченности графических поисков "Мира искусства" находился Георгий Нарбут (1886-1920). На выставке представлен черно-белый силуэтный рисунок "Портрет адвоката Льва Павловича Климова" (1918). Представители этого объединения оставили яркий след в искусстве графики - они исполняли рисунки обложек, заставки и виньетки, используя формы рококо и ампира в соединении с мифологическими мотивами. Графический стиль, разработанный К. Сомовым, А. Бенуа и Л. Бакстом, был доминирующим на протяжении двух десятилетий в оформлении книг и журналов. О разнообразии их жанровых стилей свидетельствуют графические работы: "Портрет художника" Л. Бакста (1866-1924), "Женский портрет" и "Портрет девочки" К. Сомова (1869-1939), "Портрет певицы Забеллы-Врубель" М. Врубеля (1856-1910), пейзажи "Улица в Лугано" М. Добужинского (1875-1957), "Пейзаж" Е. Шильниковского (1884-1956), "Виадук" М. Чемберс-Билибиной (1874-1962), сценографические произведения - "Эскиз костюма Черномора" и иллюстрации к сказкам и басням И. Билибина (1876-1942), графические работы В. Серова (1865-1911), П. Гончарова (1886 - конец 1940-х), И. Бродского (1883?1939) и др.
После окончания данной выставки, планируется проведение еще двух выставок "Художники Серебряного века" из собрания Харьковского художественного музея в Одесском Доме-Музее им. Н. К. Рериха.