Профессиональная стажировка победителей конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в Великобритании - совместная программа Благотворительного фонда В.Потанина и Британского совета в России продолжается.
12 июля росийские музейшики посетили Медийный музей Брэдфорда - образец музейного решения самой современной темы. Исторический контекст решен в таких интерактивных формах, что музейная граница (между экспозицией и посетителем) не замечается: все - игровое пространство. Даже внушительный строй старой техники работает в процессе игры: нажимая кнопки на мониторе перед экспозицией старых телевизоров, можно вызвать телесюжеты, соответствующие времени выпуска того или иного телевизора.
Интересна архитектура музея. Стеклянный экстерьер. В интерьере подчеркнутая камерность небольших затененных помещений (телевизор - семейный объект) с экспозиционно-демонстрационными разделами. А в переходах с одного этажа на другой пространство сразу же расширяется: через сплошной стеклянный фасад музея видна изменяющаяся панорама центра города.
Впечатляет расчетливая, но ненавязчивая установка на то, чтобы любой посетитель нашел в музее свой интерес, а если этого интереса нет, то расшевелить любопытство через игровые умные придумки. Казалось бы, ну чем можно увлечь детей в галерее Тейт Модерн с авангардистскими конструкциями и метафизической живописью... Но вот пестрая конструкция, привлекающая детей даже своим внешним видом, которая позволяет увидеть предметы в разных проекциях - начальный урок художественного восприятия: - мир не так уж прост...
Для музейщика - музеи Англии это пиршество. Впечатляет организация музейного дела, легкость и эффективность (во всяком случае на посторонний взгляд) и смелость, конечно же, изменений в традиционных схемах музейных экспозиций (например, в Галерее искусств Картрайт Холл в Брэдфорде изящная и остроумная выставка на тему футбола, а в холле классически выверенного по лекалам ХVIII века поместья Хэрвуд - огромная авангардная скульптура Адама, то ли требующего у бога спутницу, то ли молящего - да минует меня чаша сия).
И, конечно же, использование новейших информационных технологий на уровне не сервировки фактов, а диалога и игры с посетителем.
По выходным самое интересное в музеях Лондона - это посетитель. Впечатляет массовость, целеустремленность и свобода, с какой посетители ведут себя в музеях - это соединение праздника, пикника, светского раута и кухонных посиделок с детьми и друзьями, с которыми есть о чем поговорить и что обсудить.
Для английской музейной политики естественно понимание многообразия функций музея, который на выходе - в экспозиции - должен быть "сервирован" с максимальной доступностью для любой категории публики: и для тех, кому достаточно этикетки под экспонатом, чтоб представить исторический контекст, и для тех, кто осознает его через игру, театр, книги, сувениры... Стратегическую идеологию музеев страны можно определить так: от факта к чувству - давний принцип античной эпохи. Только чувство слышит все запахи земли...
В музеях даже кафе размещены в исторических интерьерах. Все правильно - составляющая часть храма - трапезная.
То, что национальные музеи страны бесплатны, вовсе не принижает в глазах рядовых британцев значимость музейных коллекций, скорее, наоборот. Билеты в частные музеи дорогие, и налогоплательщик, конечно же, пусть и бессознательно, но понимает свою причастность к национальным сокровищам...
С грустью думаешь о все возрастающих ценах в родном заповеднике "Танаис" и не только в нем...
По-видимому, государство рассматривает музеи не только как часть досугового и образовательного пространства, но и как основу формирования крупных социально-экономических инвестиционных программ, переориентирующих экономику целых городов и территорий.
Новый медиамузей в Брэдфорде расположен в самом центре города - через площадь старинное здание ратуши. Цель, задача, обещания, приманка уже заявлены архитектурой входа - огромный прозрачный "экран" фасада во все 4 этажа, через который видны интерьеры, лестничные переходы, то есть архитектурное решение фасада адекватно назначению музея - путешествие "за экран" телеиндустрии.
И хорошо видно, что музей стал общегородским центром, совместившим в себе и зрелище, и рынок, и школу, и развлечение - в общем, городской форум...
Валерий Чеснок, старший научный сотрудник археологического музея-заповедника "Танаис", проект "Музей детства", номинация "Социально-ориентирование проекты".
Продолжение путешествия см. http://www.museum.ru/N32345