Завершение профессиональной стажировки победителей конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в Великобритании - совместная программа Благотворительного фонда В.Потанина и Британского совета в России.
16 июля - последний день нашего пребывания в Англии мы провели в музее истории Лондона (www.museumoflondon.org.uk). При входе вас встречает экспозиция, посвященная Большому Лондонскому пожару 1666 года, а потом вы проходите на выставку "Лондон до Лондона", ну и так далее.
Полученную информацию сразу хочу разделить на две составляющие - интересное в экспозиционных решениях (собственные впечатления) и работа археологов (о ней шла речь во время беседы с кураторами музея).
Начну, пожалуй, с первого. Эмоциональность построения экспозиций. Для себя я давно ввела свою собственную краткую и весьма условную классификацию всех музеев. Есть музеи-сокровищницы, как, например, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже или музей Виктории и Альберта в Лондоне, и все остальные музеи. Так вот, как правило, музеи-сокровищницы потрясают воображение своими коллекциями и, наверное, так и должно быть. Но лично мне намного интереснее бывать в музеях, где стараются затронуть эмоциональные струны твоего восприятия. В этом плане музей Лондона - прекрасный образец работы с коллекциями и интерпретации самых значительных периодов истории Лондона.
Как я уже писала выше, из-за реэкспозиций большинства помещений музея то, что открыто для посетителей, выстроено не по хронологическому, а тематическому порядку. При входе вас встречает экспозиция, посвященная Большому Лондонскому пожару 1666 года и, как говорит анонс выставки в Интернет - "перенеситесь в сентябрь 1666 года и попробуйте увидеть Большой Огонь глазами тех, кто пережил это…". Тревожно-алый фон оформления выставки сразу задает нужный тон восприятия. Но, впрочем, если вы - реалистичный познаватель и готовы рассматривать это событие лишь как повод окунуться в историю - вам предлагают интерактивное познавание через мультимедийную программу или через Интернет.
Таким образом, через выставку идет информация всех уровней - как на уровне эмоционального восприятия, так и на исследовательско-познавательном.
Следующая экспозиция посвящена не менее мрачной части истории Лондона - эпидемии чумы (Black Death или Черная смерть). Не отношу себя к слишком впечатлительным особам, но смотреть мультимедийный фильм в темном помещении, где на одну стену проецируются иллюстрации из рукописных книг с изображением этого бедствия и современные фотографии с признаками болезни, а на второй идет список первых умерших от этой болезни под холодный шепот Смерти, - "удовольствие" не из приятных, но впечатление, опять же остается очень сильное. "Черная смерть" убила в XIV веке четверть европейского населения: приблизительно 25 миллионов человек. Согласно средневековым отчетам, умерло от 17 000 до 50 000 лондонцев (учет вскоре перестали вести). Современные историки думают, что умерло до половины населения Лондона, равняясь приблизительно 500 000 человек. Это в десять раз выше, чем люди думали в то время!
Переключиться с отрицательных эмоций и немного поиграть предлагает следующий раздел экспозиции, посвященной средневековью. Мультимедийная программа предлагает вам на выбор прожить жизнь одного из детей средневековья, от самого рождения. Выбрав себе героя - средневековую девочку (miss Bouchers), дочку богатых торговцев шерстью, я пыталась "поучить" ее в школе, на что программа невозмутимо отметила - "в средневековье девочки не учились в школе, богатые родители наймут вам персонального учителя". Выйти замуж за того, кого хотелось, мне также не удалось - родители согласились только на достойного партнера по бизнесу, ну и так далее. Вот так, вроде бы играя, через мультяшных героев, дети (да и взрослые) получают, как мне кажется гораздо больше информации, чем если бы это было оформлено в линейном виде на стандартной экспозиции.
Вообще мультимедийные программы достаточно широко используются в экспозициях, но не являются доминирующими. Ненавязчиво они дополняют самые различные разделы, где-то давая возможность получить больше информации, где-то визуализировать объект (например, визуально реконструировать археологический раскоп, воссоздав в 5-ти минутном фильме городище и "населив" его людьми с показом сценок из жизни), а где-то и "просто" поиграть. Иногда такие программы - интерактивные, иногда "закольцованы" и прокручиваются через определенные промежутки времени, но, в любом случае, экспозиция виртуально "оживает" и становится не сухим изложением исторических фактов, а увлекательным путешествием в мир истории, чем разительно отличается от подавляющего большинства российских экспозиций. И дело зачастую не в финансовых возможностях "их" музеев, а в принципиальном подходе.
Соколова Светлана, зав. историко-краеведческим музеем "Фридландские ворота", г. Калининград, проект "Транс-миссия, номинация "Технологии музейной экспозиции".