Работы Павла Зальцмана (1912-1985) входят в собрание Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других российских и зарубежных музеев. Художнику присвоено звание Заслуженного деятеля искусств, у него проходили персональные выставки, но скорей всего широкая публика еще не знает творчества Зальцмана. Третьяковская галерея на Крымском Валу предлагает своим гостям познакомиться с произведениями художника. На выставке представлено несколько работ из фондов музея, основная часть вещей привезена из Израиля из собрания семьи художника.
Павел Зальцман посвятил свою жизнь не только изобразительному искусству, он является автором ряда литературных произведений, работал на киностудии, преподавал историю искусств.
На выставке показано большинство графических произведений - акварели и черно-белая графика пером. Сюжеты для творчества Зальцман черпал из жизни. Но можно сказать, что никаких особых сюжетов в его искусстве и нет. На произведениях художника изображены лица людей или фигуры. Лица напряженные, ожидающие чего-то, фигуры застывшие, как бы в вынужденных позах. Очевидно, что подобное напряжение испытывал и сам художник, порою он сам находился в подобных вынужденных состояниях. Детство Зальцмана пришлось на неустроенное революционное время. В 1925 году скитающаяся семья приезжает в Ленинград. Конечно, Зальцман был в Эрмитаже, Русском музее, Петергофе, но Ленинград не стал в его творчестве темой красоты. Пейзажи вообще не часто появляются в работах художника. В графических листах Зальцмана есть виды разрушенных городских кварталов, лестницы, ведущие в никуда, облупившиеся стены. Эти работы сложно назвать пейзажами, они наполнены довольно ясными философскими образами разрушенной жизни. Философская многозначность есть во всех работах художника. В листе "Пять голов" (1929-1930) отчетливо видно только четыре лица, а где же пятое? Четыре головы написаны на фоне дробно проработанного фона. Пятая голова кроется в деталях фона или пятая голова Ваша, Вы же смотрите на картину.
Есть среди работ художника автопортреты и семейные портреты. Но в них зритель не увидит теплоты и уюта домашней атмосферы, в детских портретах нет беззаботности и умиления. Все работы художника тщательно продуманы и выполнены в строгой манере.
В некоторых композициях среди людей Зальцман изображает фигуру обнаженной женщины. Обычно обнаженная модель является символом творческой свободы. Но у Зальцмана опять все иначе. Обнаженная женщина среди одетых фигур кажется неуместной, неловкой, некстати. Возможно, так художник ощущал себя в советской действительности.
Советское искусство ожидало монументальных произведений, требовало работать быстро, широким мазком. И здесь Зальцман не вписывался, работал медленно, прорабатывал произведения тщательно, хотя графические техники считаются быстрыми, а масляная живопись - долговременной. Над каждым графическим листом Зальцман работал более месяца, а то и несколько месяцев. Обязательно возникнет вопрос: почему у художника мало живописи? Много причин, порою не было красок, а порой бытовые условия не позволяли поставить мольберт, стоит ли говорить, что мастерской не было тоже. Жил художник очень скромно. Казалось бы, выход из ситуации могла принести продажа работ. Но Зальцман очень болезненно расставался со своими вещами. Перед закупочной комиссией художник испытывал двоякий трепет: а если не купят, а если купят? В год художник мог сделать 12 листов графики и 2-3 листа акварели. Каждый год к своему дню рождения 2 января он старался, чтобы творческие планы его были реализованы, практически блоковские "Двенадцать".
Работы Зальцмана тревожны и неуютны. А какой была жизнь в блокадном Ленинграде? Добавим мучительную эвакуацию, неустроенность в Алма-Ате, дискриминацию по национальному вопросу. В таком тревожном и неуютном мире жил и Зальцман, и многие его современники. Он писал лица людей. Зачастую его работы были пророческими, многих из них история не пощадила.
К выставке подготовлено два издания, одно о художественном, другое о литературном творчестве Зальцмана (Н. Трегуб)