В прошлом году портал "Музеи России" публиковал отзывы российских музейщиков, победителей конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", о стажировке в музеях Англии
http://www.museum.ru/N29510. Мы посмотрели, что эти дневники пользовались интересом у посетителей и в этом году решили повторить публикацию впечатлений поездки уже 2007 года. В этом году на профессиональную стажировку победителей конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в Великобритании (совместная программа Благотворительного фонда В.Потанина и Британского совета в России) поехали: Соколова Светлана, проект "Транс-миссия", Наталия Толстая, проект "Фрески Александра Иванова", Наталья Едовина, проект Парк "Аllegri": зима из прошлого, Виктор Шалай, "Лабиринты острова Русский", Валерий Чеснок, проект "Музей Детства" (историческое пространство детства), Андрей Кириллов, проект "По следам новгородских ушкуйников".
8 июля. Писать дневник за первый день пребывания выпало мне, представителю приморского города Калининграда и, как оказалось не случайно…
"Никаких музеев сегодня!", - сказали музейщики и, промчавшись через центр города и на ходу фотографируя себя, любимых, на фоне Биг-Бэна и Вестминстерского аббатства, сели на прогулочный катер и отправились в Гринвич.
"Никаких музеев!", - еще раз повторили мы, сойдя на берег и, разумеется, первое место, куда мы отправились, был Национальный морской музей. Решив заглянуть туда ("ну на минутку" - умоляли отельные представители), в результате мы провели там почти все время, что у нас было до отправления обратно.
Национальный Морской музей (National Maritime Museum - www.nmm.ac.uk) входит в число музеев, которые полностью финансируются правительством Великобритании и, соответственно, бесплатны для посетителей.
Не останавливаясь на описании всей экспозиции, раскрывающей Англию как морскую державу и включающую в себя как классические (но очень стильные!) формы презентации, хочется больше всего остановиться на интерактивной составляющей, что просто манила к себе и детей и взрослых. Но, даже в классических частях экспозиционного пространства, например, в галерее, посвященной адмиралу Нельсону, есть, как правило, интересные современные составляющие - в данном случае, аудиовизуальная презентация Трафальгарской битвы. В абсолютно темном помещении, на столе размером приблизительно 2 на 3 метра, светящиеся рисованные кораблики, похожие на схематические кораблики из игры в морской бой, разворачиваются для знаменитой битвы. Их перемещения и все, что происходит, комментируется из динамиков и в целом дает совершенно наглядную и понятную картину. Пожалуй, при рассмотрении планов и схем, такой четкости восприятия не добиться, если ты, конечно, не специалист.
В музее можно попытаться проверить свои познания в морской истории Англии, отвечая на вопросы, предлагаемые на большом мониторе уже на входе в первый зал музея (например, что случилось с капитаном Куком при определенных обстоятельствах?). Здесь же работает постоянно действующая экспозиция - Making Waves или Создавая волну, в которой рассказывается об Океане, о зарождении жизни на Земле, о том, какие процессы возникают в Мировом океане и как они связаны с происходящем на планете. Здесь же вы, походя, можете смоделировать волну…
Целый зал (All Hands) отведен для работы с детьми (да и взрослых оттуда было не выгнать), где вы можете, продев руки в рукава скафандра, попробовать произвести манипуляции с предметами под водой, поработать на игрушечном кране, пытаясь разгрузить и загрузить баржу, посмотреть как работает парус в зависимости от направления ветра, научиться вязать морские узлы, семафорить флажками, отстукивать азбуку Морзе или прокладывать курс корабля и многое, другое.
Но самая эффектная часть интерактивной экспозиции - это, конечно, симулятор капитанского мостика (The Bridge), который наглядно демонстрирует особенности навигации и коммуникации в море. Вам предлагается, на выбор, завести судно в один из предложенных портов (Сидней, Нью-Йорк и т.д.) за определенное время. После старта перед вами раскрывается трехмерная панорама побережья, меняющаяся по ходу "движения" корабля. В состав симулятора включены такие серьезные составляющие как гирокомпас и современная навигационная система GPS. Увы, опыт одного из наших коллег оказался неудачным. Благополучно потопив баржу, некстати подвернувшуюся по пути и, не взирая на отчаянные советы английских мальчишек, наш "капитан" с задачей не справился, уступив место решительному английскому "пятнадцатилетнему капитану".
При оформлении самих экспозиций используются также самые разнообразные приемы, позволяющие наиболее полно эмоционально соприкоснуться с миром морской романтики или суровых морских будней. Это и оформление небольшого зала в форме носа старого, деревянного корабля, где немного покачивается палуба-пол под ногами, скрипят снасти и в полумраке раздаются какие-то таинственные звуки.
Раздел, посвященный полярным экспедициям, встречает обледенелыми торосами и заиндевевшей лодчонкой, брошенной среди "льдов". Заглядывая через "иллюминаторы" вы видите фотографии, а фильм, который вам демонстрируют - за "кормой корабля".
Практически вся коллекция, в том числе и фонды музея, доступны посетителям в образовательной зоне, где установлены компьютеры и, через очень удобную программу "Коллекция Online" вы можете самостоятельно получить ответ практически на любой вопрос, связанный с коллекцией музея или узнать об экспонатах, не выставленных в залах. Можно получить изображение и информацию более чем о 9000 экспонатах и 12000 рисунков и фотографий. Четкое разделение по темам делает поисковую систему чрезвычайно удобной. Все, что поступает в музей - тут же вывешивается в разделе "Что новенького?". Можно воспользоваться и услугами библиотеки музея.
Конечно, времени на более детальное знакомство с этим замечательным музеем нам явно не хватило. Едва успев запечатлеть себя на Гринвичском меридиане (разумеется одна нога - на Восточном полушарии, другая - на Западном), мы вернулись в Лондон.
Светлана Соколова, заведующая историко-краеведческим музеем "Фридландские ворота", проект "Транс-миссия", номинация "Технологии музейной экспозиции".
Продолжение см. http://www.museum.ru/N32335