Продолжение профессиональной стажировки победителей конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" в Великобритании - совместная программа Благотворительного фонда В.Потанина и Британского совета в России.
9 июля. Музей Детства, знакомство с которым нам предстояло в ближайшее время, входит в группу музеев Виктории и Альберта и представляет национальную коллекцию предметов, связанных с детством. Когда-то здание музея располагалось рядом с музеем Виктории и Альберта, но когда в 1872 году последний стал расширяться, его разобрали и перенесли в Ист-Энд. Старые металлические конструкции здания, созданные для Всемирной выставки музея, на новом месте обросли новым дизайном (черно-белые мраморные колонны, кирпичные стены, мозаика).
Знакомство с музеем началось с просторного фойе, расположенного в недавно отстроенном помещении. Уже здесь внимание приковывала необычная выставка - совместный проект музея и колледжа моды. Висящие под потолком яркие костюмы, головные уборы, люстры, изготовленные из необычного материала, и предметы в витринах поражали необычной интерпретацией знакомых вещей, преображенных с помощью детской фантазии.
С музеем нас любезно познакомила менеджер коллекции Кэтрин Хауэл. Коллекция игрушек стала формироваться еще в начале XX века, однако музеем детства он стал только в 1974 году. Сегодня недавно отремонтированный музей обладает крупнейшей в стране коллекцией, посвященной детству. Это собрание игрушек, роскошных кукольных домиков, марионеток, игрушечных железных дорог и всевозможных игр, охватывающих период с XVI века до наших дней.
На верхних этажах сосредоточено множество развлечений: наряды, музыкальный автомат, качающиеся зеркала. Самой яркой интерактивной привлекательностью музея, по словам самих сотрудников, является песочница. Нас же больше всего привлекла возможность примерить на себя с помощью головных уборов в образы ушедших эпох.
Шикарные экспонаты музея и экспозиция, посвященная социальным аспектам детства, безусловно, не могла оставить нас равнодушными. Но почему-то в этом огромном здании, среди её достаточно академической атмосферы сильно захотелось почувствовать себя ребенком, ощутить больше свободы, получить чуть больше впечатлений… Первое, что бросается глаза при глубоком просмотре - значительная академичность. Интерактивные элементы экспозиции в большинстве своём существуют лишь как сопутствующие развлекательные элементы, что, как показалось, не приводит к взаимодействию аудитории с тематикой экспозиции. Критический взгляд большинства членов группы обратил внимание и на темную, несколько официальную цветовую гамму. Возможно, желание сделать экспозицию доступной и взрослым и детям не дало возможности до конца окунуться в тему детства и стать музеем, где центром всего является ребёнок, а не экскурсовод и музейная ценность экспонатов.
Мы вышли из музея под самое закрытие с двойственным чувством, но здесь наши сомнения развеяла маленькая посетительница музея. Плач и упорное нежелание ребенка покидать здание говорили о главном - это то место, которое всегда будет притягивать местную детвору.
Нам же, кроме наслаждения, полученного от удивительных экспонатов, посещение музея предоставило возможность переоценить опыт коллег и сделать не менее важные выводы для собственной деятельности.
Едовина Наталья - начальник отдела развития Архангельского областного краеведческого музея, проект Парк "Аllegri": зима из прошлого, номинация "Партнерские музейные проекты".
Дополнительно см. http://www.museum.ru/N32338