В культурно-выставочном центре "Радуга" (г. Чебоксары) открылась новая выставка - "Мир детства в живописи".
В рамках Года Ребенка, объявленного Президентом Чувашии Н.В. Федоровым в Республике, в культурно-выставочном центре "Радуга" открылась новая экспозиция - "Мир детства в живописи". На выставке представлены 54 живописные работы русских и западноевропейских мастеров XVI-XIX вв. (итальянские, фламандские, голландские, испанские, французские, английские школы).
Выставка рассказывает о развитии парадного и камерного портрета, прослеживает преобразования таких живописных архетипов как профильное изображение и в три четверти, погрудный портрет, портрет в полный рост, групповой портрет, придворный портрет. Многие картины, представленные в зале, объединяют два жанра: портрет и бытовой жанр.
Один из первых детских портретов принадлежит кисти великого Тициана. Его работа "Кларисса Строцци" многие годы была образцом для подражания. Один из элементов секрета, который превращает персонаж портрета в истинный шедевр, является изысканная комбинация цветов.
Рубенс выполнил около двухсот портретов, достаточное количество для опровержения теории, согласно которой жанр портрета находился намного ниже исторической живописи. Ван Дейк создал формулу английского портрета, которая сохранилась в течение всего XVII в. и даже возродилась в конце XVIII в.
Голландские и фламандские школы сыграли важную роль в развитии детского портрета. Одна из основных черт голландской живописи - реалистичность изображения и скрупулезность в передаче деталей. В XVII веке образовалась тесная группа голландских и фламандских художников, специализировавшихся именно в детском портрете. Наиболее значительны работы Якоба Кейпа, Герарда ван Хонтхорста и Корнелиса де Воса. Если Хонтхорст писал исключительно для придворных кругов, то другие выполняли работы для местных заказчиков.
Предметы, которые окружают детей, принадлежат миру ребенка (игрушки, домашние животные), а также вводятся в портрет как символы. Например, дрессированная собачка - это и спутник ребенка и метафора, обозначающая эффективное воспитание.
Прослеживая историю развития европейского портрета, замечаем, как меняются представления об отображении действительности, следствием чего становится смена стилей, композиций и тем.
Детские образы, собранные на выставке в КВЦ "Радуга", позволяют вглядеться в лица ушедших эпох, понять и почувствовать, что "ребенок во все времена - символ непресекаемости бытия, а значит, вечности мира". И, действительно, меняются эпохи и стили, а тема детства остается значимой и востребованной, и детские образы на полотнах художников продолжают трогать сердца.