Август не только прекрасное время для отдыха, но и для проведения семинаров и конференций.
Сотрудники Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, решили подготовить небольшой обзор событий, состоявшихся в начале месяца в замечательном волжском городе Самаре, в которых они приняли самое непосредственное участие.
3 - 5 августа 2007 года сотрудники Самарского областного художественного музея принимали гостей: участников научно-практической конференции "Художественное наследие России", посвящённой 110-летию создания художественной коллекции и 70 - летнему юбилею Самарского художественного музея.
Открытие конференции состоялось в Мраморном зале СХМ, где с приветственным словом выступили Э.А. Куруленко, доктор культурологии, зам. Министра культуры и молодёжной политики Самарской области, П.С. Кабытов, доктор исторических наук, профессор Самарского Госуниверситета, В.А. Конев, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Самарского Госуниверситета.
Поздравительный адрес от Союза музеев России прочитал Евгений Богатырёв, директор Государственного музея А.С. Пушкина.
Владимир Николаевич Востриков, директор Самарского художественного музея поблагодарил всех собравшихся за участие в этом значимом и для музея, и для музейного сообщества мероприятия и торжественно объявил о начале работы конференции.
В своём первом докладе "У истоков коллекции Самарского художественного музея" директор обозначил основные вехи развития художественного собирательства Самары, значение деятельности Петра Владимировича Алабина в становлении музейного дела. В ходе конференции В.Н. Востриков представил стратегию развития Самарского художественного музея на ближайшее время в выступлении "Перспективные направления развития музейных центров СХМ".
Поздравить коллег и представить свои доклады приехали сотрудники музеев Москвы, С-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Саранска, Саратова, г. Александрова Владимирской области. Активное участие приняли и сами хозяева музея, и их коллеги из музея Самарского историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, Детской картинной галереи, а также профессора, доценты и аспиранты нескольких Самарских вузов.
За два дня работы состоялось 45 докладов, посвящённых различным проблемам: сохранения и изучения художественного наследия, взаимодействия музея и местной культурной среды, роли личности в развитии музеев России, развития инновационных технологий в музейной коммуникации, использования художественного наследия в образовательной деятельности
Конференция началась с презентации проекта Государственной Третьяковской Галереи "Мультимедиа-инсталляция "Библейские эскизы А. Иванова". Наталия Толстая, зав. отделом мультимедиа и интернет-проектов ГТГ и её коллеги заранее оборудовали помещение, где под умиротворяющую музыку на стенах проецировались прекрасные рисунки А. Иванова. Зрелище и завораживающее и вполне обоснованное: библейские эскизы А. Иванова - это нереализованный замысел росписи пространства храма. Таким образом, мультимедийная инсталляция позволяет и познакомится с редко экспонируемыми произведениями из фондов Третьяковской галереи, и отчасти воплотить замысел художника современными техническими средствами.
Надежда Трегуб, кандидат искусствоведения, главный редактор Портала "Музеи России", активный пропагандист музейных событий в Интернете, выступила на конференции с интересным и эмоциональным докладом, раскрывающим особенности индивидуального стиля Зинаиды Серебряковой. Доклад сопровождался насыщенным видеорядом, где были представлены произведения художницы, хранящиеся в зарубежных коллекциях.
С особым волнением мы слушали выступление Ольги Анатольевны Бабиной, сотрудника Государственного Русского музея, посвящённое творчеству художника Андрея Осиповича Никулина (1878-1945). О.А. Бабина рассказала о саратовском периоде в жизни художника, и представила волжские пейзажи из собрания Государственного художественного музея Алтайского края. Пейзажи, увиденные нами впервые, показались удивительно знакомыми, столь точно они передавали природу Саратовского края, а по манере напомнили творчество А. Савинова, П. Уткина. К слову сказать, в коллекции Радищевского музея находится всего один пейзаж А.О. Никулина, с видом алтайской горной речки (о парадокс судеб!).
В продолжение саратовской темы прозвучал доклад учёного секретаря Радищевского музея Елены Константиновны Савельевой "Саратовский Радищевский музей. История в лицах. 1920-1930 - е годы". Благодаря рассказу Е.К. Савельевой перед слушателями буквально оживали образы сотрудников музея, сыгравших немалую роль в его развитии, сохранении и изучении культурного и художественного наследия края.
Элеонора Николаевна Белонович (да простят мне уважаемые читатели представление себя в третьем лице), заведующая отделом музеефикации Радищевского музея "Усадьба В.Э. Борисова-Мусатова" подготовила выступление "Виктор Борисов-Мусатов. Монография Владимира Станюковича как источник изучения творчества художника". Речь шла не о первой книге В.К. Станюковича, изданной в 1906 году, а о второй монографии, написанной автором в 1930 г., два экземпляра которой (машинопись с авторскими правками) хранятся в архивах Радищевского музея и Государственного русского музея. Помимо общего пафоса, раскрывающего тесное переплетение судеб русской интеллигенции и значения монографии, докладчик привела конкретные примеры важных уточнений обстоятельств и дат при создании некоторых произведений художника. Также была отмечена важность издания этого первоисточника, подготовка к которому в данный момент ведётся в музее.
Эти и другие доклады были представлены и на общем заседании, и в ходе работы секции "Проблемы изучения художественного наследия".
Стоит ли говорить, что в паузах и перерывах насыщенной трехдневной программы велись разговоры, обмен мнениями, профессиональное общение, впечатление от которого на длительное время даёт заряд энергии и желания новых встреч с замечательными коллегами (Элеонора Белонович)