В мае 2007 года увидел свет каталог-резоне, посвященный живописцу Алексею Алексеевичу Харламову (1840-1925). Напомним, что так называется издание, в котором собраны все известные произведения того или иного художника. Sugrobova-Roth O., Lingenauber E. Alexei Harlamoff catalogue raisonne. Алексей Харламов научный каталог. Dusseldorf, 2007.
Имя этого мастера, которого часто называют салонным художником, в наши дни известно в России главным образом искусствоведам и коллекционерам. Произведения Харламова есть во многих музеях нашей страны, но в экспозиционных залах их увидеть можно довольно редко - чаще они хранятся в музейных запасниках. Большая часть работ живописца сосредоточена в частных коллекциях, главным образом в зарубежных. В последние десятилетия его работы появляются на престижных мировых художественных аукционах - Sotheby’s, Christie's, Ritchie’s и других. Цены на работы Харламова бывают очень высокими – доходят до 200-260 тысяч долларов. В связи со всем этим остро встает вопрос о подделках работ этого мастера, и издание посвященного живописцу каталога-резоне более чем своевременно.
Составленный кандидатом искусствоведения Ольгой Сугробовой-Рот и антикваром из Монако Эрактом Лигненаубером список работ Харламова - результат огромной и кропотливой работы. Собственно каталог-резоне делится на несколько линий: академические работы, «головки», портреты, натюрморты, интерьеры и пейзажи. В него включено около 340 работ Харламова из собраний музеев и частных коллекций, а также около 60 работ, местонахождение которых неизвестно. Хорошо изданный альбом сопровождается многочисленными цветными репродукциями. Среди них – воспроизведение работ Харламова из собрания Радищевского музея. В альбоме также приведены образцы подписи художника разных лет. Авторами составлена хронология жизни и творчества художника; уточнен целый ряд фактов его биографии, прежде всего парижского периода; указаны выставки, на которых экспонировались его произведения; собран большой список литературы. В монографической статье О. Сугробова-Ротт подробно рассматривает жизненный и творческий путь Харламова, его отношения с Полиной Виардо и Иваном Тургеневым и их окружением, а также с художниками и критиками того времени. Статья Э. Лингенаубера посвящена отношениям России и Франции в сферах культуры и политики, жизни русских художников в Париже до 1881 года.
Несомненно, каталог-резоне сыграет важную роль для дальнейшего изучения творчества художника (М. Посохина, научный сотрудник Радищевского музея)