"... Неисчерпаемые возможности дают заповедные пушкинские места для начинающих художников... Начиная с 1957 года здесь проходят летнюю практику студенты Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Академии художеств СССР. ... Здесь они совершенствуют свое мастерство, избирая предметами штудий и композиций образ самого поэта, природу им воспетую, памятные места Пушкинского Святогорья - Михайловского, Петровского, Тригорского, Воронича... Портреты живых людей сегодняшнего села - потомков земляков поэта. Иные берутся за иллюстрирование произведений Пушкина. Ведь нигде так ясно, так выпукло, так ощутимо образно не воспринимаются пушкинские произведения, как в том месте, где они были написаны..." (С.С.Гейченко "Пушкиногорье")
Как и 50 лет назад студенческая практика первокурсников Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина заканчивается традиционной выставкой, которая вызывает постоянный, живой интерес у жителей Пушкинских гор и гостей Пушкинского заповедника.
Десятки ярких живописных и графических работ представлены на выставке - пушкинские пейзажи, изображения древних городищ Воронича и Савкиной горки, интерьеры музеев. Это первый опыт молодых художников в работе вне мастерской, с реальными, находящимися в постоянном движении объектами, с пространством, "живыми" красками природы, светом. И очень важно, что это "подвижные картины" пушкинского пейзажа - "озёр лазурные равнины", "луга и нивы золотые", "сада темные куртины", ведь это и первая встреча с Пушкиным. Не только с его стихами, бессмертными образами, а более всего - с той атмосферой, с той землей, на которой возросло его творчество, которая, по словам С.С.Гейченко помогает "выработать в себе некий невидимый камертон, некий художнический и нравственный ориентир, помогающий во всем, будь то оценка произведений искусства (в любом жанре) или событий жизни". И настраиваясь этим внутренним камертоном, молодые художники ищут свой, особенный взгляд на ставшие привычными картины, стараются создать свой неповторимый художественный образ, придать ему яркую эмоциональную окраску.
Несомненно, студенческая практика в Пушкинском заповеднике поможет начинающим художникам в творческом становлении, в поиске своих собственных средств выражения, в постижении законов Красоты и Гармонии.
Начальник отдела просветительной и педагогической работы Виноградова Н.В.